Как рассказал «АиФ-Псков» автор обращения – кандидат технических наук, горный инженер Николай Тимофеев, впервые с вопросом помощи в восстановлении храма он обращался к Владимиру Путину в декабре 2003 года. Тогда партией «Единая Россия» была разработана программа «Историческая память», в рамках которой храм Вознесения Господня в с. Бельское Устье начали восстанавливать. Работы по программе рассчитывались на три года с финансированием от Министерства культуры по 10 млн руб. в год. Реально они велись с апреля 2008 года по декабрь 2009 года. То есть, в декабре 2009 года у нас были все основания полагать, что в апреле 2010 года начатые работы будут продолжены. За указанных два года из государственного бюджета были израсходованы 20 млн рублей, в том числе три миллиона рублей на проектные работы», - рассказывает в обращении Николай Тимофеев. Но в 2010 году ожидаемые средства на восстановление храма выделены не были.
Читайте также: | |
---|---|
Псковский священник служит в храме и в армии | |
В Пскове открылся храм в честь Веры, Надежды, Любови и Софии |
Пожар «съел» деньги?
Автор обращения предполагает, что это было связано с непредвиденными и трагическими обстоятельствами: 27 апреля 2010 года сгорели шатры двух башен псковского Кремля, на восстановление которых срочно были выделены средства. «Пусть это будут наши догадки, но факт остаётся фактом, что мы в тот же миг лишились финансирования на ту же сумму, перекинутую из одного и того же кошелька на более значимые нужды и в том же регионе», - отмечает автор обращения. Заказ на восстановительные работы был прерван без объяснений и без обещаний. Остались незавершёнными работы по водостокам по всему периметру кровель, не сделаны сами водосливы, не накрыта звонница. Храм каким-то образом защищён, но он остаётся под угрозой внешних воздействий. Пять лет он одет в деревянные строительные леса, что создаёт дополнительную угрозу самому сооружению и внешнему окружению. Рядом кладбище, подходят люди, автобусами наезжают экскурсии, особенно летом. Более того в двухстах метрах от западных врат храма находится ГУСО Бельско-Устьенский детский дом-интернат на 120 детей. Возраст детей от 10 до 17 лет. Можно понять заботы воспитателей», - подчёркивает Николай Тимофеев.
Мы обратились за комментарием в Государственный комитет по культуре Псковской области, к первому заместителю председателя комитета Наталье Сергеевой. Наша собеседница развеяла предположения читателя о том, что сгоревшие шатры кремлёвских башен восстанавливали на средства, ранее выделенные на работы по храму Вознесения Господня: на устранение последствий пожара деньги выделялись целевым способом. Но перспективы продолжения работ по храму в Порховском районе сейчас действительно не ясны. «Решения о выделении средств на тот или иной объект исторического наследия принимает Министерство культуры РФ. К сожалению, эти решения не всегда бывают последовательными, мы никогда не можем с точностью предположить – продолжится ли финансирование тех или иных работ», - пояснила Наталья Сергеева. Само Министерство, как правило, мотивирует свои решения сокращением финансирования из федерального бюджета.
Фото: www.pskovgrad.ru
«Нет уже тех 2 тысяч верующих»…
Автор обращения, в свою очередь, подчёркивает, что людям, на самом деле, всё равно, по какой причине работы приостановлены уже на 2 года. «Поймите, храм разрушается! Важно закончить первоочередные противоаварийные работы, строительные леса, которые уже тоже в аварийном состоянии, должны быть сняты. Мы же не ставим перед собой цель полностью восстановить этот огромный пятикупольный храм, мы готовы обустроить церковь в его южном приделе. Большего и не надо: нет уже тех 2 тысяч верующих из 22 деревень, кто молился в храме Вознесения Господня. Но нельзя допустить, чтобы случилась беда. Сюда действительно приходит много людей, приезжают туристы, в том числе российские и иностранные волонтёры, которые работают с ребятишками из Бельско-Устьенского детского дома-интерната. Самих детей храм постоянно привлекает, у них большой соблазн полазить по лесам. Случится трагедия – опять спишем на человеческий фактор?», - задаётся вопросом Николай Тимофеев.
Сейчас Николай Григорьевич постоянно проживает в Санкт-Петербурге, Бельское Устье – его малая родина. «Здесь похоронены мои деды и прадеды, мне самому уже 75 лет, но каждое лето я возвращаюсь на свою родину. Я прекрасно понимаю, что сейчас православный храм не может являться ключом к возращению жизни в эти места. Ключом являются другие проекты: например, восстановление усадьбы князя Гагарина в Холомках силами Санкт-Петербургского политехнического университета – сюда уже приезжает отдохнуть и профессорский состав, и студенты. И даже Бельско-Устьенский детский дом-интернат – это тоже возможность развития для села. Из Бельского Устья надо создавать культурный центр! И обязательно спасать храм от разрушения. Я ещё раз подчёркиваю: мне всё равно, почему ожидаемые нами средства не были выделены. Даже если они не были переброшены на башни псковского Кремля, я считаю, что пришла очередь московского Кремля помочь церкви Вознесения Господня в Бельском Устье», - подчёркивает автор обращения к Президенту.
Фото: www.pskovgrad.ru
Панихида по Блоку
Добавим, что по информации сайта Государственного комитета по культуре Псковской области, храм Вознесения Господня в Бельском Устье действительно уникален: он построен помещиком Кожиным как вотчинный в 1797 году и является единственным сохранившимся в Псковской области образцом петербургской архитектуры XVIII века в стиле раннего неоклассицизма.
Известно, что в 1920-21годах его посещали обитатели колонии Дома искусств, располагавшейся тогда в Холомках: Корней Чуковский, Мстислав Добужинский, Владислав Ходасевич, Евгений Замятин, Михаил Зощенко, Осип Мандельштам и другие. 14 августа 1921 года они заказывали здесь панихиду по Александру Блоку. Сохранились воспоминания Владислава Ходасевича: «У нас нет ни единой комнаты с целыми рамами, в потолках пули, обои в клочьях. Спим на сенниках. Живем во втором этаже, ибо нижний разгромлен слишком. Зато у нас великолепный вид верст на 15 вдаль, у нас церковь…»