Череда переименований
Кстати, какое-то время назад её называли тепло и радостно - улицей Пушкина. Она относится к числу старейших и ранее именовалась Ижевской. Затем «скромные» в быту коммунисты, любящие ещё при жизни награждать своими именами города, посёлки, суда и ледоколы, метро и заводы, вовсю переименовывали и улицы.
Так и здесь: старое имя ушло в небытие, а появилось новое - председателя Совета Народных Комиссаров СССР Алексея Ивановича Рыкова. Но и оно недолго задержалось на стенах домов.
Приближалась трагическая дата - 100-летие со дня гибели великого поэта. Чтобы показаться народу образованным и воспитанным, правительство начало поспешно присваивать это дорогое для любого россиянина имя. Тут весьма кстати «отец всех народов» Сталин арестовал своего соратника Рыкова, а потом поспешно его расстрелял. И вот уже 75 лет, как улица называется поэтично.
По-человечески радует, что имя Александра Пушкина (после имени мавзолейного долгожителя Владимира Ленина) можно встретить практически во всех городах России и СНГ. Для нас, мурманчан, с малых лет эта короткая, но очень уютная улица была притягательной по многим причинам.
«Кировка» на Пушкинской
Во-первых, здесь стоял, в одно время даже без высоких колонн, Дворец культуры им. С.М. Кирова. «Кировка» и вправду была для многих Дворцом. Здесь гейзером била молодёжная жизнь. Благо не было телевизоров, и сюда приходили в библиотеку, в кружки рисования, пения, фотографии, танцев, ещё были девичьи кружки - кройки, шитья и вышивания. В этом же здании обитала труппа областного театра, а также были кино и танцевальные залы.
И что примечательно, литобъединение первых мурманских литераторов. Здесь можно было увидеть живых поэтов и писателей: Бориса Романова и Виталия Маслова, двух Владимиров - Смирнова и Семёнова, Леонида Крейна и Виктора Тимофеева, Октябрину Воронову и династию Блиновых и многих других даровитых личностей. Это было для начинающих покорителей творческих склонов настоящей литературной школой.
Часто в фойе Дворца происходили художественные и фотовыставки. А многочисленные зрители, которые приходили сюда бесплатно, изощрялись в щедром восхвалении своих кумиров за талант или в едкой иронии за бездарность.
Здесь, на улочке иногда происходили «модные» драки. Разборки шли за… правильный пролетарский вкус в ношении одежды.
«Прогрессивные» стиляги сталкивались с рабочей простотой. Хотя, в принципе, все одевались убого.
На Пушкинскую выходит один переулок Культурный, на котором автора тоже не очень культурно проучили за то, что носил слишком узкие брюки. У некоторых «модников» были брюки, на которых одна штанина иногда была шире, чем женская юбка.
Сейчас трудно представить, что парк на Пяти Углах в своё время был «рассажен» деревянными двухэтажками, и многие горожане завидовали их жильцам. А причиной этой не очень хорошей человеческой черты были жилищные условия. В этих домах работали водопровод, туалет, отопление. А у остальных мурманчан - все удобства во дворе.
Улица «отзывчивых» женщин
Ещё в короткий летний период сюда стягивалась молодёжь посидеть на скамейках в микросадике, где возвышается памятник самому северному большевику Сергею Мироновичу Кирову (Костриков). На фоне четырёхэтажного здания бывшего совнархоза, а ныне Мурманской областной Думы, памятник смотрится мелковато. Но ободряло, что своей спиной Киров «вдохновлял» чиновников на новые трудовые подвиги во имя народного благополучия.
Сюда приходили молодые люди угощаться мороженым, а ребята постарше назначали свидания. В Мурманске ещё есть улица Ленинградская, где аналогичные «встречи» были более «деловыми и практичными». В обиходе её называли презрительно-укорительно – «Стометровка». И не думайте, что если вы по ней пробежите, вас будут считать спортсменом. Здесь по-спортивному быстро заключались только любовные связи.
Клиентами были моряки, рыбаки и свободные мужчины. У плавсостава стоянки судов были короткими, и для длительного ухаживания времени не хватало. Поэтому «отзывчивые» женщины помогали (конечно, не бескорыстно) этим обделённым людям.
В период войны в одном из домов был штаб Ивана Папанина, который редко и на короткий срок появлялся в нашем прифронтовом городе. А последний раз он прошёлся по нему в 1983 году. На этой же территории было ПТУ и швейная мастерская, которая притягивала тем, что в окнах можно было увидеть симпатичные мордашки юных швей. А более серьёзные люди могли гордиться коллективом артели «Полярный сапожник».
Рашид САЛЯЕВ