«В детстве я увлекался поэзией. Очень любил Есенина и даже начал изучать его творчество, но потом подумал: неслучайно же я родился в один день с Пушкиным, и вот уже более 45 лет он – моё хобби», - говорит мой собеседник.
28 томов о жизни поэта
В 40-50-е годы собирать материалы о писателе было невероятно сложно. Книг тогда выпускали мало, поэтому информацию приходилось собирать по крупицам. Адольф Валентинович переписывался с музеями Пушкина в Москве, Петербурге, Михайловском, Вильно, Одессе, редакциями советских газет, а также потомками поэта в России. Теперь с улыбкой вспоминает, как по вечерам после работы ходил в местный Дом книги. Там нужно было отмечаться в очереди, чтоб наконец-то получить десятитомник Пушкина. Сегодня в его домашней библиотеке только книг о самом Пушкине не меньше двух сотен.
Но больше всего гордится Адольф Валентинович 28 томами о жизни Пушкина, с любовью составленными им о Пушкине и бережно переплетёнными.
Неистовый дуэлянт
«Изучая Пушкина, я обнаружил в его биографии 30 дуэлей, пять из которых состоялись. Александр Сергеевич был очень вспыльчивый и темпераментный мужчина, поэтому чаще всего на дуэль вызывал он», - рассказывает Адольф Рябов. На первую дуэль двадцатилетнего Пушкина вызвал лицейский друг Вильгельм Кюхельбекер, обидевшийся на язвительное стихотворение в свой адрес. Кюхельбекер промахнулся, а Пушкин отказался в него стрелять.
А однажды причиной дуэли стали музыкальные разногласия Пушкина и его противника. В кишинёвском казино подполковник Семён Старов попросил музыкантов сыграть кадриль, Пушкин же заказал у них мазурку. Музыканты, знавшие щедрость молодого поэта, исполнили его пожелание. Из-за сильной метели дуэлянты дважды стреляли друг в друга, но, к счастью, промахнулись.
В период жизни в Кишинёве у Пушкина вообще было много дуэлей. Например, во время обеда у генерал-губернатора Инзова статский советник Иван Ланов утверждал, что вино лечит все болезни. Пушкин посмеялся над его словами, за что Ланов назвал его молокососом. Поэт в ответ окрестил советника винососом. Только домашний арест поэта спас его от очередной дуэли. И уж, конечно, нередко причиной дуэли Пушкина становились женщины.
Уральский двойник
С Архангельском у рода Пушкиных тоже многое связано. В 17 веке на берегах Северной Двины воеводами служили сразу два предка поэта - Николай и Борис Пушкины, а губернатором Архангельска некогда был Алексей Пушкин.
Позже уже дед писателя Осип занимался устройством пушек на военные корабли в Архангельске. А многие из его родственников отбывали наказание на Соловках. Да и сам классик чуть не посетил этот город. Как-то из-за карантина в России возвращаться домой из усадьбы в Болдино Пушкин собирался через северные губернии, в том числе и Архангельск. Но карантин отменили, и надобность в таком путешествии отпала.
Напоследок рассказал нам Адольф Валентинович ещё одну занимательную историю. Верить в неё или нет – решайте сами. Но спустя сто с лишним лет после смерти Пушкина родился на Урале кучерявый паренёк Владислав Букреев. О его невероятном сходстве с русским классиком десять лет назад писали газеты. Что это: совпадение или капризы природы? По крайней мере, достоверно известно, что в 1833 году Александр Сергеевич собирал материалы по истории пугачёвского бунта именно в тех местах, где родился современный двойник Пушкина…