Примерное время чтения: 6 минут
537

«16 соток свободы»... Непричёсанные мысли о гении, культуре и артефактах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. "АиФ - Псков" 15/06/2011

Не является ли эта культурологическая акция своеобразной альтернативой официальному празднику поэзии, что ежегодно проводится на Михайловской поляне? На этот и другие вопросы отвечает наш гость.

Не в кружевах сила

- Пётр Нилович, если можно, сразу несколько слов о том, что такое «Кордон-2»?

- Это старая история. Сразу после войны Пушкинский заповедник являлся структурным подразделением Академии наук СССР, которым руководил знаменитый Сергей Вавилов. Он хорошо знал Семёна Степановича Гейченко и предложил ему возглавить музей. В то время все работы велись подрядной организацией, которая называлась «Академстрой». Они возводили в том числе и дома для сотрудников. Так появились и т.н. «кордоны», где жили лесники, которые занимались обустройством парковых и лесных угодий. Когда в 1980 году Семён Степанович пригласил меня работать в заповедник, то в качестве жилья он предложил этот домик на кордоне №2. Само строение находилось на балансе местных властей, с наступлением нового строя я его приватизировал. Так что культурологические акции мы проводим на моей личной жилплощади, - улыбается Пётр Нилович.

- Когда вы только затевали День народной поэзии, что вами двигало?

- Знаете, в Пушкинских Горах я живу уже больше 30 лет, и этот ежегодный официоз, когда сюда приезжали назначенные писатели и почитатели таланта великого поэта, лично у меня ничего, кроме раздражения, не вызывал. В советское время «народными» становились согласно разнарядке. Никто не оспаривает гений и талант Александра Сергеевича, но то, что власть буквально узурпировала его имя, очевидно. Сейчас другой общественный строй, но в официальной культуре царит прежний принцип, когда к наследию великих допускаются только самые проверенные и самые лояльные. Вы ведь не будете спорить, что у каждого свой Пушкин, и каждый в силу образования и воспитания может говорить о великом поэте по-своему.Поэтому вместе с легендарным экскурсоводом и (в прошлом) хранителем Тригорского Иосифом Будылиным мы и решили дать людям такую возможность. Всё происходит очень камерно: на 16 сотках вокруг моего дома, что неподалеку от районного центра, в течение нескольких вечеров собираются люди, и каждый может почитать свои стихи, стихи Александра Сергеевича. Происходит это в неформальной обстановке, под чай с баранками, под дым костра, но эта камерность и делает День поэзии по-настоящему тёплым. Когда мне говорят о нелепости того, что мы делаем, я неизменно вспоминаю Гоголя и его слова: сила русской культуры не в витиеватости кружев сарафана, а в духе народном.

Ручейки, потоки, реки

- Но ваш День народной поэзии уже называют альтернативой Пушкинскому празднику?

- Это слишком громко и неточно. Есть один поток - культура, в него вливаются тысячи ручьёв и речек. Некоторые бегут параллельно, но разве от этого они менее значимы? Задача каждого - дать выход творческой энергии. Способы разные, но становятся ли они от этого менее ценными? Какая же тут альтернатива? Одна питерская поэтесса, которая приняла участие в Дне народной поэзии, назвала наш «Кордон-2» «шестнадцатью сотками свободы». Мне показалось, это очень точная художественная метафора. Значит, цель наших посиделок достигнута.

- Что ещё запланировано на «Кордоне»?

- В августе мы наметили провести очередной камерный фестиваль молодёжных театров. Пока заявили о своём участии семь коллективов, но тут ещё возможны коррективы, хотя одно я точно могу сказать: мы не будем изменять традицию, и один день из недельной программы будет посвящён детям. Формат фестиваля подразумевает, что его участники приезжают в Пушкинские горы за свой счёт, мы только помогаем с размещением. Ну а своеобразной наградой станет посещение заповедника.

- Как всё-таки решаете вопрос с финансированием?

- По-разному: продаём картины, и вырученные средства идут в фонд будущей акции. Иногда помогают спонсоры. Два раза нам сильно помог Михаил Швыдкой, когда выделил средства для такого фестиваля, но это было, когда мы только-только начинали.

Необходимая доля абсурда

- В сентябре этого года планируется открытие первого частного музея Сергея Довлатова в деревне Березино. Вас как-то коснётся эта акция?

- Всё, что связано с именем Сергея Довлатова, уже интересно. Мы ведь тоже стараемся чтить писателей, которые здесь работали. На «Кордоне» есть уголок их памяти. При этом у нас есть подлинные артефакты. Например, буквально на днях ко мне попали несколько неизвестных ранее фотографий Сергея Довлатова, когда он ещё работал экскурсоводом в заповеднике. Их история вообще феерична. Эти снимки мне прислала моя хорошая московская приятельница. А ей - передали люди, которые нашли эти снимки… на помойке в районе старого Арбата. Думаю, что в конце 70-х годов прошлого века кто-то из москвичей ездил в заповедник. Тогда-то в объектив и попал Сергей Донатович. Потом фотографии пылились в домашних архивах, пока наконец наследники не решили всё это выбросить. Слава богу, что их заметили те, для кого современная литература - не пустой звук, а имя Довлатова пользуется уважением.

- Это единственный экспонат, связанный с именем писателя?

- Есть и другие, но один из них, ну… никак не мог бы вписаться в привычный интерьер официального музея.

- ?!

- Вы будете смеяться, но это… недопитая бутылка водки «Пшеничной», которую мне передал сам Будылин.Не секрет, что были у Довлатова пороки, свойственные, впрочем, многим русским писателям. Как мне потом рассказал сам Иосиф, те посиделки в ресторане «Лукоморье» он запомнил надолго. Короче, Сергей позволил себе лишнее, а то, что осталось на столе, они унесли с собой. Однако «прикончить» так и не удалось. Сам Иосиф никогда не злоупотреблял, поэтому у него и сохранилась (!) такая вот своеобразная память о писателе.

- А вы говорите, что ваш «Кордон-2» - не альтернатива?

- В каждом деле должна быть некая доля абсурда. Это слова Довлатова.

Досье

Пётр Быстров родился в Великих Луках (1954 г.р.), окончил театральную студию В. Фельдинского (СПб), был слушателем Академии художеств (мастерская скульптора Л. Кулебякина). С 1980 года живёт и работает в Пушкинских горах. В 2003 году возглавил некоммерческую организацию «Лаборатория искусств».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах