aif.ru counter
143

«Меня учили честности». Как оставаться верным своему делу?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. "АиФ на Мурмане" 15/02/2012
Фото: АиФ на Мурмане

Особенно мурманский художник прославился серией портретов известных жителей Заполярья. О своём трудном, но интересном творческом пути живописец поведал корреспонденту «АиФ на Мурмане».

Творчество - не баловство

- Долгое время вы прожили за полярным кругом, как вы оказались в Заполярье?

- До приезда на Север я работал в Ленинграде на табачной фабрике им. Урицкого художником-оформителем. Рядом с ней располагалась художественная академия, студенты которой «шабашили». В результате этих «шабашек» на фабрике образовалась целая рабочая единица - художник-оформитель. Устраивался по конкурсу - прошёл тридцать девятым! Ходил по цехам, смотрел, подмечал, рисовал. Так и работал. После рождения дочери жену-геодезиста в 1958 году направили проектировать город Мончегорск. Мне тогда было 30 лет, ей - 29. Жена мне говорила в те времена: «Твоё художество - всё это баловство, моя работа важнее!». Так и перебрались на Север. Пять лет я прожил в Мончегорске, работал в народном театре художником-декоратором, как-то раз даже сыграл в спектакле. Вёл кружок ИЗО в мончегорском Доме пионеров. Как педагог я считал себя не вправе сказать кому-то из моих учеников, что он бездарен, поскольку искренне считал и считаю до сих пор, что у каждого есть свои способности. Поэтому и группы у меня всегда были большие - до 40 человек. В своё время даже известный мурманский журналист Анатолий Коптяев занимался у меня, ещё будучи ребёнком. И, прожив 5 лет в Мончегорске, переехал в Мурманск.

- А когда вы определились со своим главным делом в жизни?

- Кто бы мог подумать, что я, тринадцатый в семье, стану художником! Вообще, потребность в искусстве у меня была с детства. Помню, как я мальчишкой в дублёном полушубке в тридцать восьмом году поехал на олимпиаду - читал стихотворение Сергея Михалкова «Дядя Стёпа»… В детстве мы с ребятами ловили бурундуков - это у нас было что-то вроде соревнования. А шкурки сдавали на специальных пунктах, взамен получали карандаши, бумагу, краски. Тогда ведь это всё тяжело было достать… Так постепенно у меня появился интерес: как изобразить окружающий мир, природу, уток в пруду, куропаток, лес… Всё это мне хотелось передать. Это как у Розенбаума: «Утки летят - я помашу им рукой». Страсть к живописи у меня осталась и по сей день: всегда интересно отражать детали, особенно если изображаешь природу.

«С этого пути я не сойду!»

- Стало быть, с самого детства вы как истинный художник стремились к свободе…

- Вы не думайте, что все творцы - люди свободные. В своё время и гонения на художников были. Помню одну историю: в мончегорскую типографию поступил заказ - изготовить преферансовые карты. На них были шуточные выдержки: «Кури, пока не одуреешь», «Злейшие враги в преферансе: жена, скатерть, шум». На это откликнулся диктор мончегорского радио, объявил, мол, художник Горохов печатает такие карты для узкого круга. В ответ на это я сделал на него шарж и послал рисунок в редакцию журнала «Крокодил». Это было в шестидесятом году. Казалось бы: ну, подумаешь, я культработника одёрнул. Но шумиха началась большая - Мончегорск город маленький, сразу пошли такие разговоры: «Кто такой этот Горохов?». Числился я в то время в штате кинотеатра «40 лет Октября». После этого случая на работе произошёл скандал, меня уволили, говоря, что в искусстве мне делать нечего. Но я решил стоять за свою идею. Меня учили честности, правдивости, и с этого пути я не сойду!

- Вы - автор целой серии портретов известных жителей нашего края. Можете вот так, сходу вспомнить интересный случай, связанный с такой личностью?

- Рисовал я как-то мурманского историка Алексея Алексеевича Киселёва. Когда с ним познакомился, он был третьим секретарём мончегорского горкома партии. Как-то у меня была выставка, где были картины, на которых я изобразил природу Севера - лес, речку. Алексей Алексеевич мне сказал тогда: «Можно мне взять на память ваши работы, ведь я родился на этой земле, для меня эта земля родная». Картины тогда Алексею Алексеевичу я подарил. Прошли годы, и теперь Алексей Алексеевич - известный человек, профессор! Время-то как пролетело!

- К слову, о времени. В искусстве вы очень давно - поделитесь своим мнением о том, что главное в живописи.

- На мой взгляд, современные художники многое искажают. В искусстве надо всё время находить что-то новое и подмечать интересные особенности. В каждом человеке есть свои индивидуальные черты. Задача художника - подметить это особенное и отобразить. А ещё важно запечатлеть человека в самом расцвете. Это всё равно, что рисовать балерину: нужно успеть отразить её красоту, пока она на пике формы…

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах