Эта встреча должна была состояться еще лет двадцать назад. Однако приглашение Вали Трофимовой, недавней выпускницы "худграфа" питерского педагогического института, приехать в Гдов пришлось отложить "на потом".
И только спустя много-много лет я, волею случая оказавшись в Ветвенике - деревеньке, продуваемой всеми чудскими ветрами, неожиданно вспомнил и ее первую выставку, и удивительные холсты, пронизанные каким-то особым - северным - колоритом. И этот взгляд: прямой и немного застенчивый.
В здешнем храме деятельно готовились к грядущему престольному празднику. Убирали, чистили, скребли... Среди прочих узнал я и Валентину Трофимову. Конечно же, это была уже не та, прежняя Валя, а Валентина Николаевна - окончательно сложившийся художник, со своим взглядом на мир. И на то, что она сама делает. В этой связи был вполне естественным вопрос: "С годами многие живописцы, переболев всеми известными детскими творческими болезнями, пытаются отыскать вечную истину. Иконографика - один из путей их постижения?"
- Не совсем так, - улыбается моя собеседница. - Конечно, я пишу для церкви, но чтобы посвящать всю себя этому жанру... Нет, как и для всякого уважающего себя художника, для меня главными по-прежнему остаются вечные плэнеры. И уже потом - кропотливая работа с этюдами. И сейчас мы практически каждый день ходим с ребятами писать натуру.
Тут же следует добавить, что Трофимова уже много лет преподает в здешней церковно-приходской школе рисование. Сейчас здесь открыта традиционная летняя художественная школа. Но, как убеждена сама Валентина Николаевна, дело ведь не в том, ЧТО ты пишешь. Гораздо важнее - КАК.
- Главное, чтобы моя живопись не служила...нравственным транквилизатором, - продолжает моя собеседница. - Сейчас очень модно делать живопись частью интерьера. Поэтому я хочу, чтобы, глядя на полотно, пробуждались иные чувства. Именно это я и называю духовностью.
Что ж, посетители Гдовского музея истории края, думаю, по достоинству оценят очередную персональную выставку своей землячки. А сколько же их было?
Сама Валентина Николаевна затрудняется ответить на этот вопрос. И все-таки:
- В советские времена я принимала участие в зональных, республиканских выставках, сейчас очень много времени отдаю работе в школе. Что же касается публичности, то тут очень много времени занимает не само творчество, а суета. В этом смысле всегда приходится выбирать: или выставка, или возможность спокойно писать.
И судя по характеру, настрою, Трофимова выбрала второй вариант. Почему? Ответ на этот вопрос мне получить так и не удалось. Но уже потом, когда мы расстались, побродив по берегам Чудского озера, послушав шум волн, ветер, я понял: "Служенье муз не терпит суеты". Особенно здесь...