Здесь обычно принято назначать свидания. За робкими поцелуями влюблённых равнодушно наблюдает маршал Рокоссовский. Он бронзовый, не касаются его страсти, которые раздирают Великолукский драматический. Речь (естественно) идёт только о муках творчества. Говорить же о деньгах в провинциальном театре с некоторых пор стало как-то не принято. Тем не менее именно с этой щекотливой темы и начался наш разговор с главным режиссёром Павлом Сергеевым.
Счастье эгоиста
- Не секрет, что сегодня артист(ка) получает, дай Бог, тысячи две. Но если ты выбрал эгоистическое счастье каждое утро с удовольствием ходить на работу, то нечего стонать и призывать Мельпомену в свидетельницы, чтобы богиня от искусства зафиксировала твои личные заслуги на творческом поприще перед бухгалтерией, - улыбается наш собеседник. - Если же говорить серьёзно, то работать в театральной провинции одновременно и легко, и сложно. Легко - потому что простор для творчества поистине неограничен, ну а сложностей нам добавляет сама жизнь. Всё познается в сравнении. Когда я готовил книгу о нашем театре, то нашёл удивительные документы, из которых можно понять, за что в советское время наказывали главных режиссёров. Оказывается, им «ставили на вид», что публика валом валила на спектакль «Хитроумная влюблённая» какого-то (!?) Лопе де Вега, вместе с тем игнорируя идеологически выдержанную пьесу Сафронова «Московский характер». Сами видите: у каждого времени - свои проблемы. Одна из них для сегодняшнего театра - жесточайший кадровый голод. Вы не поверите, но найти артиста для пополнения труппы - проблема. Ведь в своё время выпускники творческих вузов, видя, в какой нищете живут театры, быстро переквалифицировались. Кто-то пошёл торговать, кто-то - в чиновники. Некоторые даже преуспели. И образовался этот вакуум. Ну, сами подумайте: кто из выпускников той же «Щуки» или другого престижного театрального вуза готов бросить столичную жизнь и поехать набираться опыта в провинцию? К тому же в Великих Луках нет радио, телевидения, где бы требовались профессиональные чтецы. Что тогда остаётся? Только одно: любить своё дело и не роптать.
- Но как вы выходите из положения?
- Есть люди, которые не могут без сцены. Например, наша ведущая актриса Света Кузнецова, которая, сначала разрывалась на два города: она училась в Смоленском институте культуры и одновременно принимала участие в спектаклях нашего театра. И тут не могу не вспомнить её творческие удачи: это и роль Катерины Измайловой, Веры в спектакле «Обрыв» по роману Гончарова и т.д. И ещё, признаюсь честно, горожане тоже не забывают свой театр.
«Я же вас как Чацкого ищу!»
- Может быть, в этом проявляется чисто великолукский характер? В южной столице своих всегда поддерживают…
- Не могу говорить за всех (я-то ведь приезжий), но то, как люди трепетно относятся к своему театру, видно даже на чисто бытовом уровне. Никогда не забуду, - улыбается Сергеев, - как однажды я пришёл в поликлинику. Сотрудница регистратуры очень долго возилась в поисках моей карточки, а потом произнесла гениальную фразу, которую я никогда не забуду: «Павел Петрович, я же вас на фамилию Чацкий ищу!» Впрочем, искренней любовью пользуются в городе даже рядовые артисты.
- Великолукский театр в прошлом году отличился в самом хорошем смысле этого слова. Вспомним ваше удачное выступление на фестивале в Вышнем Волочке…
- Да, это был уже седьмой по счёту фестиваль театров малых городов России, который проходил под патронатом министерства культуры России. Оттуда мы вернулись сразу с двумя наградами: лучшая роль в номинации «Дебют» была присуждена Виктору Шадрину за роль Алёши в одноимённом спектакле. А лучшим спектаклем для детей была признана сказка «Король Дроздобород». Вообще спектакль «Алёша» по пьесе Валентина Ежова сами горожане восприняли очень тепло. Во-первых, это был год 65-летия Победы, и то, что мы поставили его в городе Воинской славы, каким являются Великие Луки, стало для труппы своеобразным залогом успеха. Люди ходят на него по нескольку раз - настолько их тронула эта работа. К слову, именно этим спектаклем мы и открыли новый сезон.
Великие Луки - Пекин
- А в конце прошлого года была ещё и поездка в Пекин. Расскажите о ней подробнее, ведь так далеко наши театралы ещё не забирались…
- Дело в том, что в столице Поднебесной намечался международный фестиваль моноспектаклей, и его устроители обратились в Союз театральный деятелей России с просьбой помочь в отборе спектакля. А у нас с 2007 года в репертуаре значится «Макбет» по пьесе Шекспира в этом же формате, поэтому мы предложили его в качестве претендента. Предварительно его отсмотрели как российские критики, так и зарубежные. Трудно передать наши чувства, когда мы получили телеграмму, где нас приглашали в Пекин. Там 20 и 21 декабря в театре «Пинхао» мы и завершали этот грандиозный фестиваль. Приняли спектакль очень тепло, что было для нас волнительно и одновременно радостно.
- Над чем сейчас работает театр?
- Сезон мы открыли ещё в сентябре, но, несмотря на плотный гастрольный и фестивальный график, уже выпустили 4 премьерных спектакля. В том числе и детский: нашим маленьким зрителям мы представили мюзикл по сказке «Кот в сапогах». В нём была занята вся труппа. Это был первый и, кажется, удачный опыт в этом жанре. Сейчас у нас в работе находятся сразу 4 спектакля: это «Тайны Шенонского замка» Джорджа Голдмана, «Цилиндр» по пьесе Эдуардо-де-Филиппо и ещё одна пьеса известного французского драматурга Пьера Мариво - «Игра любви и случая». С большим нетерпением мы ждём и другого события: завершился ремонт малой сцены. И премьеры двух из уже названных спектаклей мы намерены показать именно там. Уверен, это даст ещё один импульс для творчества, не говоря уже о том, что расширится и творческая палитра театра.