Последний раз подобная поправка в Кодекс об Административных Правонарушениях вступила в силу 11 августа 2007 года. Тогда штраф за проезд по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке вырос до 2000 руб. Такую меру ответственности предусматривает статья 12.15 п. 2 КоАП РФ. Тогда же и возникли первые разногласия между водителями и автоинспекторами. Что считать проездом, что просто парковкой, а что «вынужденной мерой».
Любопытно, что документы, определяющие взаимоотношения водителя и инспектора весьма вольно трактуют само понятие тротуара. В частности, правила дорожного движения говорят, что «Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части, или отделенный от нее газоном». При этом правила не объясняют, как тротуар должен выглядеть. Хорошо, если газон есть. Но его может не быть и в большинстве случаев нет. Разметка, обозначающая край проезжей части дороги так же присутствует далеко не всегда. А если попробовать посмотреть в других документах? Каким должен быть тротуар определяют, и то не полностью, строительные нормы и правила, в частности СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Тут уже есть конкретика: тротуар должен быть поднят на 15 см над уровнем проезжей части, а максимальная ширина пешеходной части тротуара не может быть более 4.5 м. Причем ограничение на движение по пешеходным зонам заложено еще строительный норматив – 15-ти сантиметровое препятствие форсировать на легковой машине затруднительно и небезопасно для автомобиля: можно удариться об бордюр порогами, оторвать брызговики… Ведь величина дорожного просвета как раз и составляет около 15 см., а многих иномарок и того меньше. Логично предположить, что все то, что не удовлетворяет требованиям СНиПа не может считаться тротуаром. К сожалению эту логику придется доказывать в суде. Для инспектора ДПС важно только то, что написано в правилах. Раз «примыкает» и пешеходы ходят – значит тротуар.
Второй «скользкий» вопрос: а что считать движением? Вот автомобиль, припаркован на пешеходной дорожке. Значит, водителю можно вменить нарушение сразу двух пунктов правил. 9.9 (прямо запрещающего движение по тротуарам и пешеходным дорожкам) или 12.1(накладывающего запрет на стоянку в этих зонах, если иное не предписывают дорожные знаки). Где пролегает граница между остановкой и движением? С точки зрения инспектора – раз машина оказалась на тротуаре, значит двигалась по нему. Такая логика подкрепляется суммами штрафов. Ведь за неправильную парковку инспектор может оштрафовать максимум на 300 руб. И то, только если докажет, что такая парковка создала помехи для пешеходов. Зато проезд… Статья 12.15 КоАП гораздо «вкуснее»: за движение по тротуару штраф уже 2 тыс. руб. А если будут приняты поправки в кодекс, то за такой маневр водитель сам на полгода станет пешеходом. Если не «договориться» с инспектором на месте. А «лишенческий» характер статьи резко повышает сговорчивость.
С тем, что все непонятно согласны и в ДОБДД. В частности заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения Владимир Кузин в одном из интервью говорил, что «Четко назвать цифру, сколько метров можно проехать до остановки, заехав на обочину или тротуар, конечно, нельзя». А отсутствие четкого понимая что можно, а что нет дает возможность инспекторам весьма вольно трактовать характер правонарушения. А процедура обжалования, даже в досудебном порядке, требует от водителя немалого упорства и, что самое главное – времени.