Корреспондент молодёжной редакции помогала дворнику убирать Псков и на собственной шкуре прочувствовала, что понедельник - день тяжёлый.
Кто бы мог подумать?
Вы думаете, чисто в городе становится само по себе? Вот вы бросили упаковку из-под чипсов, а она куда-то чудесным образом делась? Нет, на улицах и около ваших подъездов приятно ходить (или не совсем, это как повезёт), благодаря людям, которые каждое утро выходят махать метлой. "А чем хуже журналисты? Тоже хочется делать всё вокруг чистым и красивым!" - рассудила я и отправилась поработать с одним из лучших дворников города.
Представьте: понедельник, 6 утра, ночная тьма ещё лежит над областным центром, дует октябрьский ветер и одинокая девушка бредёт мимо тёмных окон сограждан. Хотя нет, она идёт бодрым шагом навстречу новой работе, стряхивая с себя остатки Кантемира, которого учила накануне (она же ещё и студентка).
Иду я к дворнику, ожидая увидеть перед собой что-то вроде тургеневского Герасима: в большом фартуке, с бородой и усами, и сам непременно должен быть великаном. Почему-то именно такой образ дворника заложился у меня с детства.
Но меня встречает вполне современного вида дядечка, в очках и кепке козырьком назад. Виктор Жуков работает дворником в бывшем обкомовском доме, названном в народе "дворянское гнездо", 23 года. В молодости был мастером участка на заводе, потом фрезеровщиком. А когда родились дети, понадобилось жильё, он и ушёл дворничать. Думал, поработает пару лет - и обратно на завод. Тут грянула перестройка, какой уж там завод!
- Я же на строительстве этого дома в студенчестве работал. Сказали бы тогда, что буду тут с метлой ходить - ни за что бы не поверил.
Однако ходит. И мне тоже метлу выдал, и стала я сама как Герасим.
Женщины - 4:2
Очень меня возмутила одна вещь. Идёт мимо меня гражданин, видит, девушка двор подметает. И гражданин плюёт на асфальт. Смачно так плюёт, изо всех глубин своей гопнической души.
Признаюсь откровенно: не люблю я осень. Все эти падающие листья вгоняют в смертную тоску. А тут они были повсюду - ох и отвела я душу, с ожесточением разметая по краям дорожки жёлтых негодников. И даже заслужила похвалу мастера.
К слову сказать, женщин в его бригаде больше, чем мужчин, 4:2. И какие это женщины! Например, с виду маленькая и худенькая Тоня работает, как танк.
Раньше дворники выходили с утра, сладко потягивались и убирали маленькую территорию возле нескольких подъездов. А теперь людей не хватает, приходится работать на несколько ставок с раннего утра и до вечера. Убрав свои территории, бригада отправляется или помогать грузить мусор, или, скажем, пилить старое дерево - без работы не сидят. А в снежную зиму так и вовсе приходится начинать около четырёх часов утра, а то и раньше, чтобы люди, идущие на работу, не вязли в снегу.
Насколько я могу судить, Александр очень любит свою работу. А что: тихо, спокойно, на свежем воздухе. Как ни странно, здесь у него поправилось здоровье. Раньше, на заводе, из-за вечных сквозняков постоянно болел ангиной. Теперь от неё и следа не осталось.
Но не стоит думать, что всё так безоблачно в этой профессии. В 1994 г. Александр нашёл на своём участке... два трупа:
- Иду, а они лежат. Сразу видно, что мёртвые, пластом лежали. Тут накануне выпивали, вот их и порезали.
Но те лихие годы ушли в безвозвратное прошлое, теперь всё тихо и спокойно, а возле ваших подъездов, надеюсь, чисто и уютно. И помните: чисто не там, где убирают, а там, где не гадят.