На днях в Пскове завершился суд над москвичами Кириллом Ананьевым и Андреем Гасовичем, которые в ночь с 3 на 4 мая нелегально перешли российско-латвийскую границу. Конечной целью их похода был Таллин, где они намеревались присоединиться к акции протеста против переноса памятника Советскому солдату-освободителю.
В ряды борцов против эстонского фашизма два молодых человека (ранее несудимых и характеризуемых по работе только с положительной стороны) решили встать исключительно "по зову души и веленью сердца". Для этого 30 апреля приехали в Псков. Здесь купили карту и компас, а вечером 3 мая выехали на пригородном поезде в приграничный город Пыталово. Прямо на станции поймали такси и к позднему вечеру добрались до деревни Копанцы. Там, спешившись, двинулись к границе. Поздней ночью ребята благополучно миновали все посты охраны и оказались на латвийской территории. По словам Андрея, они шли в кромешной тьме, он умудрился провалиться по самое горло в какую-то канаву, откуда его благополучно вытащил Кирилл. Их путь лежал в направлении Таллина, но около 11 часов утра их задержали латвийские пограничники. Которые, по словам Кирилла, надавав им тумаков ("особенно старался какой-то деятель в спортивных штанах, который все время кричал, что он фашист и обязательно покажет нам - антифашистам"), передали нарушителей в руки российских спецслужб. По факту незаконного перехода границы было возбуждено уголовное дело. А далее борцы за идею вполне, впрочем, мирных профессий (Кирилл - оператор компьютерной верстки, а Андрей - бухгалтер солидной московской фирмы), дав признательные показания, были отпущены под залог в 50 тысяч рублей. В течение трех месяцев шло следствие, которое завершилось судебным разбирательством. Молодые люди вину признали сразу, объяснив только, что действовали не из корыстных побуждений, а исключительно из-за личного несогласия с политикой эстонского правительства, которое "плюнуло в глаза мировой общественности и тем более нам, россиянам".
- Мы ничего не собирались громить и захватывать. Наша задача была проста и понятна каждому, у кого есть совесть: высказать свое отношение к этому почти что средневековому варварству, - аргументировал свой поступок Кирилл. - Своей вины я не отрицаю, но и от убеждений не отступлюсь: фашизм, как его ни назови, - он и в Эстонии остается фашизмом.
Вместе с тем он выразил свое категорическое несогласие и с прежним тоталитарным коммунистическим режимом, объясняя все тем, что в годы правления Сталина у него в семье было расстреляно несколько человек. Полностью солидарен с товарищем Андрей Гасович: "Кто-то должен вступиться за память павших". При этом ребята особо подчеркнули, что не состоят ни в каких общественных, молодежных и прочих организациях.
Вердикт областного суда - год условно каждому с испытательным сроком 6 месяцев - вполне удовлетворил обоих "нелегалов". Кстати, оба осужденных с особой похвалой отозвались о сотрудниках Псковского управления ФСБ, сказав, что имели дело с "нормальными, спокойными ребятами - профессионалами с большой буквы, которые не лезли в политику, а спокойно делали свое дело".
И последнее: согласно решению эстонского правительства наложен мораторий на выдачу въездных виз гг. Ананьеву и Гасовичу. Такие же драконовские методы будут вменены обоим, если они окажутся на территории Латвии. Впрочем, на их убеждения это обстоятельство не повлияет.