До этого была мирная жизнь в деревеньке Кунесть Гдовского района, потом - оккупация, попытка уйти к партизанам… Когда Псковщину освободили, мать, перекрестив, проводила в армию. Даже мешочек с горстью земли, взятой с подворья, дала. А ещё – образок. И в нарушение всех уставных правил рядовой Рыбаков даже в разведку брал с собой эти обереги – командир разрешал.
Маннергейм не устоял…
Но сначала будущего разведчика обучали пехотным премудростям в Тосно, под тогдашним Ленинградом. В основном, учили подрывать танки. «Подрывали» их даже не учебными гранатами, а снежками. А потом наступило лето, снег растаял, снежков не стало, и молодых бойцов бросили на штурм знаменитой линии Маннергейма. Этим укрепрайоном финны очень гордились, считали его совершенно неприступным и связывали с ним большие надежды. Но ошиблись финны. ..
Взяв линию Маннергейма, Анатолий уже на четвёртый день после штурма оказался под Выборгом. Овладеть городом сходу нашим войскам не удалось, к тому же и танки отстали от пехоты – их задержали болота и взорванные мосты. Подразделение, в котором служил Анатолий, залегло на кладбище. Постоянно строчил пулемет, и во время атаки бойцу Рыбакову удалось обойти уже достаточно надоевший вражеский дзот и через дверь забросать его гранатами. Дзот замолк, потом умолчал про свой подвиг и Рыбаков, и лишь через время командование узнало про это от его сослуживцев. За спасение сотен жизней Анатолия наградили Орденом Славы 3-й степени. А потом он получил и очередную благодарность главнокомандующего – за взятие Выборга.
Встречи со смертью
В Выборге его едва не разорвало снарядом, но осколки пролетели верхом… Хотя своего осколка он всё-таки дождался, когда в совершенно мирной обстановке прилёг поспать после очередной разведки. Снова рядом разорвался снаряд, и на этот раз осколок пробил каску. Что спасло рядового Рыбакова от смерти: материнские обереги или стальная каска – сейчас на этот вопрос даже сам Анатолий Афанасьевич не ответит. Как оказался в одном из ленинградских госпиталей, он не знает.
После госпиталя Анатолий Рыбаков попал в другую часть, под Ригу. Там он опять лицом к лицу встретился со смертью. А начиналось всё банально: отпросился у командира в соседнее «хозяйство» повидаться с земляком. «Иди. Только без оружия», - разрешил командир. Сходил, повидался, а на обратном пути наткнулся на подводу с лесными братьями. Его,безоруженного приняли за дезертира и стрелять не стали…
А было это 9 мая 1945 года.
Смотрите также:
- «А ту войну нам не забыть». Полковник в отставке не сдаётся, несмотря на годы →
- «Таким, как папа!»: В Мурманской области отметили День ВДВ →
- Дембельский альбом. Отслужили как надо и вернулись →