«Тормозил пилот или нет, достоверно установить невозможно, потому что датчиков, которые бы фиксировали воздействие на педаль, на Як-42 не стоит. Не ведется и видеонаблюдение за действиями экипажа», - заявил в интервью «Известиям» летчик-испытатель Андрей Гусев, предположив, что «притормаживать могла сама гидросистема, возможно, из-за скрытого дефекта».
Известный летчик-испытатель Владимир Герасимов также предположил, что причина ЧП – отказ техники. «Мы видим, что полосы для разбега не хватило, значит, самолет что-то тормозило, что-то случилось или с гидравликой, или с двигателями», - отметил он.
Еще один эксперт, Владимир Грудин, авиарасследователь с 40-летним стажем предположил, что к трагедии мог привести тот факт, что самолет взлетал не на максимальном режиме. «При максимальном режиме взлета расход топлива увеличивается на треть, а в авиакомпаниях летчикам настоятельно советуют топливо экономить. Предельный режим взлета также уменьшают, чтобы самолеты меньше шумели, поскольку люди, живущие рядом с аэропортами, часто жалуются на этот гул», - отметил он.
Отметим, что накануне ряд СМИ сообщили о том, что эксперты установили истинные причины гибели ярославского «Локомотива». В частности, проведенная недавно серия летных экспериментов подтвердила основную версию следствия, согласно которой самолет упал по вине пилота. По их мнению, при взлете летчик случайно нажал на педаль тормоза.
Эксперименты проводили эксперты летно-испытательного института имени Громова в подмосковном Жуковском. Они дважды подняли в воздух Як-42, полностью аналогичный тому, что разбился под Ярославлем. При этом они строго соблюдали все параметры взлета 7 сентября в аэропорту «Туношна», которые были установлены экспертами Межгосударственного авиационного комитета.
Сидевший в левом кресле командира пилот, во время разгона держал ноги на тормозах. При этом он оттягивал на себя штурвал и поднимал руль высоты самолета в положение кабрирования. Во время экспериментов к штурвалу был присоединен динамометр, который измерял усилия пилота. По его данным, из-за нажатой педали тормоза выкрутить руль летчику самолета было очень сложно.
Пока руль высоты находился в штатном для взлета положении в 5-6 градусов, от пилота требовались минимальные усилия – всего несколько килограммов. Однако данные, полученные после расшифровки бортовых самописцев разбившегося самолета, свидетельствуют, что руль высоты во время разгона был отклонен до 10 градусов, а потом - до 13 градусов. В таком положении, для того, чтобы удержать руль высоты, пилоту пришлось приложить усилие в 64 килограмма. При этом он вынужден был со всей силы давить на тормоза.
Предполагается, что результаты летных испытаний лягут в основу отчета технической комиссии о причинах катастрофы самолета.
Напомним, что Як-42, следовавший рейсом «Ярославль – Минск», потерпел катастрофу 7 сентября, в 16.02, у поселка Туношна. На борту находился первый состав хоккейного клуба «Локомотив», включая тренерский штаб. Жертвами трагедии стали 44 человека – 37 членов «Локо» и 7 членов экипажа.
По официальным заявлениям МАК, самолет рухнул из-за дополнительной силы торможения при взлете. Фактический отрыв самолета произошел на удалении 400 метров за выходным торцом ВПП. Алкоголя в крови у пилотов самолета не обнаружено.
Первыми на место крушения лайнера прибыли полицейские Управления на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу, которые спасали выживших.
Позднее один из спасенных – игрок «Локо» Александр Галимов - скончался в клинике в Москве. В катастрофе выжил лишь бортинженер Александр Сизов. В настоящее время он выписан из больницы.
Смотрите также:
- Бортинженер ЯК-42: «Я понял, что самолет заваливается, и мы разобьемся» →
- Летчик-испытатель: Як-42 рухнул из-за разногласия между пилотами →
- Росавиация хочет «повесить» аварию ТУ-204 на пилотов? →