В Псковский музей вернулись две отреставрированные в Москве иконы

Апостол Варфоломей. Фото: АиФ

В Пскове вернулись иконы «Апостол Пётр» и «Апостол Варфоломей», которые  входят в состав деисусного чина, созданного  в первой половине XV века.

   
   

Деисус (в переводе с греческого - «прошение», «моление») – композиция, зародившаяся в Византии и представляющая образы Иисуса Христа и обращённых к нему в позе моления Богоматери  с Иоанном Крестителем.  Деисусный чин иконостаса обычно включает в себя также иконы архангелов, апостолов и святых.

Иконы, о которых идёт речь, происходят из псковской церкви Успения Богоматери с Пароменья. Это так называемый «апостольский деисус». Кроме несохранившейся  центральной  композиции он  включал образы  Архангелов Михаила и Гавриила и двенадцати а постолов.

Большая часть этого ряда (десять икон) уже представлена в экспозиции «Живопись древнего Пскова XV - XVII вв.», в Поганкиных палатах.

Его интересная особенность - накладные деревянные нимбы. Этот  художественный  приём, придающий изображениям дополнительную  выразительность, часто  встречается  в  иконописи  Греции  и  Балкан.

Пароменский деисусный чин. Фото: АиФ

Художники-реставраторы ВХНРЦ им.Грабаря Юлия Ларина и Наталья Фоломешкина восстанавливали псковские иконы «Апостол Пётр» и «Апостол Варфоломей» в рамках плановой реставрации, которая продолжалась 5 лет. Они укрепили и раскрыли авторскую живопись от нескольких слоёв поздних записей и потемневшей олифы и  удалили сделанные в XVII  веке надставки по бокам икон.

Главный хранитель фондов Псковского музея-заповедника Мария Проценко высказала  слова  благодарности  специалистам  Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э.Грабаря, которые выполнили такую сложную и трудоёмкую работу.

   
   
Мария Проценко и Наталья Ткачёва. Фото: АиФ

Заведующая отделом реставрации фондов Псковского музея-заповедника Наталья Ткачёва рассказала об истории этих произведений искусства, которые являются частью довоенного музейного собрания. Ведь, как известно, коллекция  псковских икон была полностью была вывезена оккупантами за границу, а после капитуляции Германии  оказалось на территории, которую контролировали союзники. Поэтому на оборотной стороне иконы «Апостол Пётр», кроме оккупационного шифра, видны цифры, написанные синим карандашом, - инвентарный  номер мюнхенского сборного пункта, где специалисты идентифицировали перемещённые культурные ценности и готовили их к отправке на родину.

Принадлежащий Псковскому музею-заповеднику чин из церкви Успения Богоматери с Пароменья, по словам Натальи Ткачёвой, это уникальный живописный ансамбль - самый  ранний деисусный ряд, созданный  в Пскове и сохранившийся до наших дней.

Вероятно, «Апостол Пётр» и «Апостол Варфоломей» будут выставлены в Поганкиных палатах уже после начала отопительного сезона, когда пройдут акклиматизацию. Как уточнила Мария Проценко, они на время заменят в основной экспозиции две другие иконы из того же деисусного чина, которым иногда необходимо «отдыхать» от экспонирования.

Остаётся добавить, что сегодня на реставрации в ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря находятся ещё две  большеформатные иконы из коллекции Псковского музея-заповедника, а также несколько предметов из так называемого «Ивановского клада», которые были найдены при реставрации храма Иоанна Предтечи в 70-х годах прошлого века.

Смотрите также: