Говорят, что в нём сделают гостиницу. Сохранится ли выставочный зал? - на этот вопрос основатель галереи Юрий Брохман отвечает пока уклончиво: дескать, спросите меня об этом следующей весной, но - так или иначе - пессимисты уже поют отходную: был в городе независимый художественный центр, а скоро не будет. Между тем Ольга Кошелькова, которая все эти 16 лет заведовала галереей, смотрит в будущее с некоторой долей оптимизма.
Нельзя быть художником
- Ольга, вы помните, как все начиналось?
- Конечно. Первая выставка у нас открылась 1 марта 1995 года. И за всё время, пока работала галерея, у нас состоялась более 200 вернисажей, не говоря уже о мастер-классах и, так называемых, перфомансах, когда к нам в гости приходили не только художники и почитатели их таланта, но и музыканты, певцы, писатели.
- За эти шестнадцать лет галерея открыла для публики новые имена и направления в художественном творчестве?
- Безусловно. Открытий было много, но вряд ли я кого-то обижу, если в первую очередь назову такого замечательного художника, как Алексей Алексеевич Большаков. Именно с нашей подачи ему было присвоено звание «Заслуженный художник России», а после того, как его работы были впервые экспонированы в Пскове, для него открылись - без преувеличения скажу – лучшие выставочные залы Петербурга и Москвы. И сейчас, когда в художественной среде заходит речь о нашем городе, то знатоки неизменно вспоминают имя этого художника-фронтовика. Также открытиями галереи можно считать Александра Шапоткина (Печоры), Александра Оболенского (Остров), псковичек Ирину Кросс, Галину Изотову, Ксению Галяеву, Ольгу Бубнову, Алексея Петрова - сегодня он студент, будущий дизайнер, а у нас завоевал Гран-при на детской областной выставке-конкурсе. Не говоря уже о Сергее Семёнове. Его первая персональная выставка прошла именно у нас, и радостно видеть, насколько ярким и зрелым мастером стал он сегодня. И этот список можно продолжать и продолжать…
- Какими качествами должен обладать человек вашей профессии?
- Галерист, прежде всего, не должен быть художником сам. Он обязан разбираться в живописи, но лучше, если кисти в руки не берёт, иначе ему трудно оставаться беспристрастным - это лично моё мнение. И ещё: он в чём-то похож на…разведчика-резидента, потому как обязан иметь богатый банк данных тех, кто занимается изобразительным искусством. Есть и ещё одно профессиональное качество, без которого нормальному галеристу нельзя работать: он, ко всему прочему, должен любить художника. Любить и помогать ему, это как «Отче наш…», в противном случае, как писал классик, «заглохнет нива жизни…»
А как же мы?
- Прямо спрошу: как считаете, ваша галерея нужна была городу?
- Мне трудно быть объективной в этом вопросе… Не так давно я возвращалась вечером домой, и неожиданно со мной поздоровались молодые парни, которые сидели на лавочке, попивая пиво. Визуально некоторых из них я знала: кто-то однажды нам помогал таскать картины и т.д. Потом они просто довольно часто заходили на выставки. Возник шутливый разговор, в ходе которого я обмолвилась, что осенью галерею закрывают, потому что дом уходит на реконструкцию. В ответ мне прозвучало совершенно неожиданное для меня восклицание: а как же мы? То есть, люди, казалось бы, совершенно далёкие от того, что принято называть «высоким искусством», выражают недоумение: куда им-то деваться?
- И куда же им деваться?
- Я не такая пессимистка, как некоторые и уверена, что галерея не умрёт. Она состоялась. И будет, думаю, ещё долго жить в памяти. Она может измениться, но за что я хочу высказать самую искреннюю благодарность меценату Юрию Брохману, хотя бы за то, что она была. Через наш выставочный зал прошли тысячи (и это не преувеличение!) людей. Совсем свежий пример: своеобразный рекорд в наших стенах поставила выставка этого года «Бал кукол на Бастионной», которую посетили 2,5 тысяч человек. До этого у нас в «рекордсменах» ходил известный танцовщик, балетмейстер и, как выяснилось – художник Владимир Васильев, собрание полотен которого увидело 1,6 тысяч человек. Разве это не должно радовать?
Для чего рождается человек?
- Меценатство – это прекрасно. Плохо, что власть не стремится поддерживать искусство материально...
- Не могу с вами не согласиться, но это, наверное, уже некая тенденция, которая идёт, скорее всего, от непонимания той роли, которую культура выполняет в обществе. И это при том, что большинство наших гостей были почему-то уверены: наш зал – какое-то муниципальное учреждение. Или как минимум – филиал музея-заповедника.
Я совершенно убеждена, что город без культуры – не среда обитания, а свалка, помойка. При этом у меня создаётся впечатление, что людей как бы насильно заставляют не поднимать глаза вверх. Ну… посмотрите выпуски новостей: сплошной криминал, аварии, катастрофы и разборки по ЖКХ. Как будто человек только для того и рождается, чтобы заплатить за газ и воду, чтобы потом, погасив долги перед ненасытными коммунальщиками, попасть под колеса какой-нибудь «Газели». Отнюдь! Люди не могут существовать в таком замкнутом, искусственно ограниченном мире, где кроме пресловутой «13-й квитанции» ничего нет. В этой связи не могу не вспомнить одну маму, которая пришла к нам на выставку кукол со своим 4-летним сыном. Они почти час бродили по залу. При этом, как потом признавалась сама женщина, её сын проявил такую любознательность и пытливость, которые она в своём ребёнке и не подозревала. Так экспозиция приоткрыла маме внутренний мир её сына.
- Что же из этого следует?
- То, что Пскову, как воздух, необходима культурная среда, потому что для «туристического центра всего Северо-запада», каким в последнее время позиционирует наш город региональное начальство, того, что есть катастрофически мало. Знаете, есть такое понятие - «антропогенная нагрузка», которое подразумевает: сколько природа, объект культурного наследия способны выдержать туристов. У нас эта «нагрузка» пока крайне мала, а культурная среда исчерпывается музеем-заповедником, выставочным залом Союза художников и ещё одной - двумя частными галереями. А их должно бы быть больше, должны быть интерактивные экспозиции, какие мы подсмотрели у наших соседей в Эстонии. Не так давно мы там побывали и были приятно шокированы тем, как много там делается для детей. Один Дом детской литературы в самом центре Таллинна чего стоит, не говоря уже о музее кукол в Тарту, где ребятня может проводить время часами. Думаю, в рамках развития Пскова (именно как объекта культурного наследия) нам тоже нужно обратить внимание на подрастающее поколение. Может быть, попытаться возродить традиционную русскую игровую культуру, иначе скоро мы в своей стране превратимся в малую народность.
- Ольга, может, и вы смогли бы использовать и свой опыт и «резиндентуру» для решения этой проблемы?
- Может…Но это уже тема для другого интервью.
Смотрите также:
- Игорь Макеев: «Заниматься живописью и зарабатывать деньги - два разных занятия» →
- Художник Анатолий Жбанов: «Искусство не может быть комфортным» →
- Каждодневное общение с чудом →