Примерное время чтения: 7 минут
854

Илья Сёмин: Художник - существо ранимое, обидчивое и нужное

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. "АиФ-Псков" 17/10/2012
Фото: АИФ

То есть каждый четверг к восьми вечера, по идее, надо встать с дивана и идти туда – в областной Центр народного творчества.  Потому что неизвестно, когда в следующий раз убедишься: художественное пространство города не выцвело, не ссохлось из-за практически полного отсутствия выставочных площадей. Да, художнику теперь труднее встретиться со зрителем, но когда и кого это останавливало?

Свои люди

Останавливало, конечно. И часто. Об этих остановках, внутреннем сопротивлении им и ещё о многом-многом-многом другом мы говорили с псковским художником Ильёй Сёминым более трёх часов. Именно он, напомним, является автором идеи и самого проекта «Псковская галерея», который осуществляется в Пскове уже второй год. Предвозвестником её чуть не стала виртуальная галерея Сёмина, где можно было бы смотреть картины и знакомиться с экспертными оценками, но…

- Но я всё рано знал, что захочу сделать выставку! Этот проект был оформлен буквально за пять дней до окончания срока подачи грантовой заявки (конкурс проводил областной комитет по культуре). И победил. Наверное, потому, что я говорил об очевидных вещах: в Пскове очень мало выставочных залов, и этот вопрос требует решения. Поэтому нужен такой концентрированный фестиваль: я ограничивался вернисажами, работы были доступны всего 3-4 дня. Но за месяц я показал около 400 картин, на фестивале побывали 560 человек. Это в прошлом году. В этом году количество работ то же, а количество дней показа я увеличил до семи. Зрителей пока не считали…

- А как вы их считаете?

- Сидит на входе бабушка-контролёр, продаёт билеты – кажется. по 20 рублей. А «безбилетников» по моей просьбе отмечает на бумажке, крестики ставит. В этом году количество «безбилетников», кажется, увеличилось. И я этому очень рад…

-?

- Да это же очень хорошо, это значит приходит свой круг. Потому что, не понимаю когда, но у нас появилась одна большая проблема: потеря интереса к тому, что делают художники в Пскове со стороны остального культурного сообщества. Часто на открытие выставки, даже в зале Союза художников, и приходили одни художники. А ведь было время, когда обязательно заходили архитекторы, актёры, врачи, музыканты, писатели, даже журналисты. Понимаете, это был такой определённый круг, который ходил не только на выставки, но на концерты, кинолектории. Этот круг каким-то чудом узнавал обо всё интересном, что происходило в городе: даже если где-то был один закрытый кинопоказ, то в зале не было случайных лиц. И мне очень хочется восстановить или создать тот круг, в котором могли бы себя спокойно чувствовать люди, являющиеся голосом города. И я уже чувствую поддержку: например, Псковского музея-заповедника. Музейный круг нас принял.

Без дурачка никак

- А я помню времена (в конце 90-х), когда выставочных залов было больше, и по ним ходили одни и те же работы, одних и тех же авторов. Не тогда ли распался тот круг?

- Было, да. И имитации деятельности было больше, чем нормальной настоящей работы. Не в последнюю очередь поэтому я сразу обозначил критерий отбора работ на фестиваль: отбор только мой! Я прямо и честно обращался только к тем, кто мне интересен, даже если до этого мы не разговаривали лет десять. И это сразу сняло очень много вопросов… Кто-то (и многие) вообще отказал. Но появились и те, кто раньше ничего не показывал. Ещё один был критерий: беру только концепции, серии. Пусть 10 работ, но обязательно чем-то объединённые. Ведь есть ситуации, когда человек за всю жизнь может представить только 10 состоявшихся работ. Хотя – живёт, мажет… А кого-то приходилось убеждать, что показывать картины надо. Потому что эти люди не верят в то, что они художники. У нас ведь кто считается профессионалом? Кто имеет высшее образование «по специальности». Но профессия – это достижения!

Вот в том, что они есть, приходится убеждать, особенно молодых людей, которые из-за настойчивости родителей, или из-за прагматизма натуры не сделали творчество основным занятием. Но они им занимаются, причём подчас более осмысленно, чем профессионалы. Хотя сейчас вообще увеличилось количество творящих (многие образованные люди фотографируют, пишут что-то), а количество художников уменьшилось. И я им очень хочу помочь, потому что когда я был молодым – обо мне тоже заботились, меня любили, учили. Художник ведь существо очень ранимое, обидчивое. И очень нужное. Поэтому все финансовые, организационные вопросы я взял на себя (но и мне тоже помогали).

Это ещё, слава богу, у меня есть небольшой рамный фонд, купил принтер, напечатал минимальное количество буклетов и афиш. И как-то хорошо пошло, одно за другое удачно цеплялось. Я в этом году очень надеялся на более значимую поддержку, но грант урезали почти в два раза. И всё равно фестиваль происходит вовремя. После того пробела, который образовался в Пскове из-за закрытия галереи на Бастионной, мы внутреннего сопротивления не утратили. Вообще, я когда 5 лет прожил под Порховом в Холомках (ну, так сложилось), заметил, что деревня не живёт без дурачка. Если деревенский дурачок умирает, тут же появляется другой…

- А если не появляется?

-Да куда он денется? Вот и мы так же… Псков – великий, сильный город, это ощущение присутствует у всех, кого я интервьюировал перед первым фестивалем. Правда, мне никуда не деться от ощущения, что на этой великой сцене происходит какая-то мелочная ярмарка. А ведь сколько напряжения, сколько сил вложено в него большими серьёзными мужиками. Я ведь застал их: Скобельцына, Смирнова, Семёнова.

Как любовь к бумаге

- Нет сейчас героев?

- Псевдогерои есть. Но те, кто что-то по-настоящему делает, ими быть совершенно не хотят. Они хотят делать: спокойно, поступательно, в правильном порядке. Поэтому настоящему художнику, я думаю, нужен покой, а не подвиг, ради которого подыгрывают всем слабостям творческой натуры. Только поймите правильно: я не имею в виду ту якобы стабильность, о которой сейчас столько твердят и боятся потерять.

- Ладно. Что нужно художественному пространству Пскова? Имей вы на руках карт-бланш?

- Выставочный зал. Причём совмещённый с мастерскими, потому что художник должен хотя бы день в неделю потратить на творчество. Я сейчас из тех, кто работает каждый день, только Игоря Иванюка, пожалуй, знаю. Нужен рисовальный (или лучше сказать – натурный) класс. Нам надо возвращаться к натуре, и зритель это оценит, он очень любит обращение к человеку. Нужен лекторий, в том числе и кинолекторий: художник должен знать, что происходит в мире искусства, он должен знать, что искать! Я думаю, эти планы могли бы стать реальностью. Мы сейчас всё-таки создаём АНО «Псковская галерея», потому что нужна системная работа. В том числе по привлечению средств, будь то гранты или средства меценатов.

Я, кстати, открыт для общения, предложений. Нам очень нужен контакт с этим новым слоем людей, которые могут себе позволить вкладывать средства в искусство. Этот фестиваль ещё не завершён, но третий уже начинает складываться. И мы будем думать о сюрреализме, о возвращении к высокой литературе в поисках почвы, которую многие из нас потеряли, увлёкшись инсталляциями и отвлёкшись от холста. Есть о чём думать, говорить дальше. Хотя я уже думаю: а рисовать-то когда? Меня очень влечёт к галерейной работе. Я её люблю. Это, знаете, как любовь к бумаге: купить её, гладить, рисовать. А потом мять и выбрасывать! Я всё-таки художник, иначе себя не воспринимаю. Это моя натура, моя страсть, профессия...

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах