И «просто лень было переезжать после лета на зиму в тесную квартиру». Но со стороны создаётся устойчивое впечатление, что Жбанову тесно и душно в городе вне зависимости от сезона… Почему?
«Смотреть-то нечего»
- Анатолий Васильевич, вы, говорят, считаете, что Псков, «город-воин, город-труженик», не годится для звания туристической столицы России?
- Ну, если смотреть-то у нас нечего. Стены, башни, иконы… - это то, что было сработано задолго до нас, ныне живущих. Что мы можем предложить гостям города сейчас? - этот вопрос, думаю, можно считать главным.
- В управлении культуры с такой крайней оценкой не согласятся…
- Управление культуры? Культмассовый сектор, которому под силу организовать песни и танцы под открытым небом, на большее там вряд ли способны. Артистической или художественной жизнью они ведь даже не интересуются. Если было бы наоборот, то в городе, который претендует на роль туристической столицы Северо-Запада, был бы не один выставочный зал Союза художников, который нуждается в капитальном ремонте. Зато пивных палаток, забеголовок - не счесть. В этом году их как-то поменьше, но всё равно у Пскова сейчас нет современной визуальной изюминки. Не волнует это наших чиновников. Вот вам выразительный пример: не так давно готовилась одна достаточно интересная выставка, и её организаторы разослали пригласительные билеты, в том числе и в городскую Думу. Через некоторое время звонит оттуда секретарь и спрашивает: а кто будет на открытии из высокопоставленных персон? Мы честно ответили: не знаем. Понятно, что никто из депутатов на открытие не пришёл. Вот вам наглядный пример понимания важности современного культурного слоя сильными мира сего.
- Но у творческого движения «Псков-Арт» ведь есть своя галерея?
- Есть. И мы, его участники, сделали её сами: скинулись, отремонтировали помещение. Небольшое получилось, но хоть есть куда пригласить людей. Но решиться на какую-то широкомасштабную акцию мы просто не можем. В отличие от наших соседей - новгородцев. Не так давно ваш покорный слуга с коллегами был приглашён в Великий Новгород, где пройдёт наша большая выставка. Принимающая сторона взяла на себя все расходы по размещению гостей и по другим статьям бюджета этого художественного события. Увы, но мы ответить этим же не можем. Даже отказались от проведения зональной выставки художников Северо-Запада России. Во всех городах федерального округа она уже проходила (и по несколько раз), но только в Пскове - ни разу. Это тоже показатель.
«Чёрное золото»
- Вам в Лопатово лучше работается?
- Я бы не ставил так вопрос: где лучше, где хуже. Когда я только-только приехал в Псков после училища, то был поражён его уникальностью и красотой. И это, поверьте, никуда не делось. Просто с возрастом приходит новое понимание сути того, что ты делаешь. На мой взгляд, художник - тот, кто себя постоянно изменяет, кто постоянно не удовлетворён тем, что делает. Лично я не понимаю, когда говорят: «Художник нашёл себя». Это значит, что он остановился в развитии.
- Но деревенское житьё-бытьё даёт какие-то новые, неожиданные темы?
- Безусловно. Там, например, родился мой социальный проект, который я пока назвал просто и без вычурностей - «Деревенская жизнь». Эту тему мне подсказала повседневная жизнь в обычной русской деревне, которая постепенно хиреет и, увы, спивается. И поверьте, всё это видеть очень больно.
- Это ваш ответ как нонконформиста на системную проблему современной России?
- Вообще-то я не люблю ярлыки в творчестве. Их обычно придумывают критики и искусствоведы, когда им нужно что-то выгодно продать в своих галереях. Но в одном я убеждён: искусство не может быть комфортным, гладким и отполированным для интерьера. Оно должно побуждать к мысли, к сопереживанию. Если с таких позиций рассматривать термин «нонконформист», то я отношусь именно к этому течению.
С этих позиций я рассматривают и другой свой проект - «Чёрное золото», который я и хотел бы представить на выставке в Великом Новгороде.
Дом на набережной
- Вам важно быть понятым?
- Непонимание - это проблема не художника, а, скорее, социума. Даже проблема элит, то есть той части общества, которая всегда подавала пример и образом жизни, и воспитанием, и, что всегда было важно для России, служением Отечеству. Судя по вкусам тех, кто сейчас стоит на вершине нашей общественной пирамиды, запросы у них более чем примитивные. Идеал их художественного вкуса - Никас Сафронов… В этом смысле Псков от столицы мало чем отличается. Меня больше огорчает, что это стало причиной исчезновения целого пласта художественной культуры конца ХХ - начала XXI века. Мы уже потеряли семидесятые. Попомните моё слово: лет через пять (максимум десять) музейщики хватятся и бросятся искать по подвалам и чердакам то, что было написано в 80-х, 90-х годах. В этом смысле наше движение - некая попытка самосохранения. С другой стороны, дом Сафьянщикова, который нас всех объединил, может стать своеобразным творческим бастионом Пскова. И не только для нас, художников, но и для артистов, мастеров народного творчества. Это главная цель нашего общего социально-культурного проекта «Дом на набережной». Моя жена Ирина давно пытается найти понимание у власти, но, увы, пока безуспешно. Когда обратились в городскую администрацию с этим предложением, то получили обескураживающий ответ: на этот проект потребуется не менее 150 миллионов. Уверяю, нам хватило бы суммы на порядок меньше, чтобы сделать эту территорию своеобразным заповедником. Пока же всё остаётся как есть: памятник архитектуры (дом Сафьянщикова) - и рядом пивной шатёр. Тоже своего рода символ городской художественной жизни…