О смысле Крещенского сочельника и о том, действительно ли в этот день абсолютно вся вода благодатна корреспондент «АиФ-Псков» узнал у священника псковского Троицкого кафедрального собора протоиерея Алексея ВОРОНЮКА.
Очищение от грехов
- Крещение. Все прекрасно знают этот праздник, но не все задумываются, откуда он пошел, где берет истоки.
- История возникновения этого праздника относит нас к земной жизни Иисуса Христа, когда он пришел на реку Иордан, для того, чтобы принять крещение. Во время крещения на Иисуса Христа сошёл Святой Дух в виде голубя; одновременно голос с неба провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение». Именно поэтому праздник Крещения называется также Богоявлением, так как в этот день миру впервые явилась Пресвятая Троица – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, который сошел на Сына в виде голубя.
- Многие считают, что омовение придает легкость, благость и дарит очищение от грехов. Так ли это?
- Физически человек действительно ощущает что-то новое. Да, есть мнение, что при этом очищаются грехи, однако я не встречал ни одного богословского обоснования этому мнению. Для очищения грехов существует одно из семи таинств Церкви –покаяние. Традицию верующих опускаться в прорубь правильнее считать традицией русского православного христианства, в которой наши предки, подражая Христу, опускались в воду водоемов, освященных священнослужителями. Сегодня для крещенских купаний, к огромному сожалению, совсем другие причины: очиститься от грехов, не прибегая к таинству покаяния, или пытаться соответствовать современным модным веяниям - сфотографироваться в проруби, выложив потом фото на страницу в социальных сетях. Все это далеко от исторической сути крещенских купаний на Руси.
Некоторые полагают, что до или после погружения в прорубь нужно непременно выпить горячительного. Это никак не сочетается с соблюдением поста перед великим праздником. Я уж не говорю о большом риске нанести своему организму, разгоряченному спиртным, непоправимый вред такими резкими перепадами температуры.
- Традиция крещенских купаний, причем преимущественно ночью, стала массовой — именно массовой — уже в постсоветское время. Это такое народное православие. Как вы считаете, это просто такая народная забава?
- Для многих действительно стало развлечением. Эти купания наделили мистическим свойством. Знаете, как сейчас на западе получилось с Рождеством Христовым? Вывески, яркие огни, ярмарки, предпраздничная суета, забавы, но ничто в доме и вокруг не напоминает о главном смысле праздника – рождении Иисуса Христа. Святитель Николай стал добрым толстеньким старичком Сантой в красном костюме, который ездит на оленях, развозя подарки детям. Никому и непонятно, почему именно святой Николай, и почему детям... Так сегодня есть тревожные тенденции искажения главного смысла праздника Крещения Господня, следуя которым в будущем мы рискуем потерять для своих потомков глубочайший по традиционному наполнению и важный по содержанию праздник Крещения.
Я вижу, как людям трудно молиться перед началом купаний, когда служим молебен на великом освящением воды, и как они томятся в ожидании «поскорей бы уже».
Чувствуешь спиной, что священник уже не часть праздника, а ненужная составляющая. Я не считаю современную традицию купания проявлением глубоких христианских чувств, а лишь проявлением смелости и отваги. Но лишняя бравада всегда чужда христианскому пониманию бытия человека.
Чудеса воды
- А вы сами не купаетесь в проруби в этот день?
- Нет. У меня есть проблемы с вегето-сосудистой системой. Я купался лишь однажды, будучи духовником отряда специального назначения в Кузбассе. Мои подопечные попросили освятить прорубь для них и ожидали, что я сам буду купаться. Естественно, проявление слабости духовника отряда было недопустимо. Но когда я искупался, у меня начались спазмы, сосуды в шейном позвонке сузились, и начала сильно болеть голова. Пришлось ставить укол, все отнеслись с пониманием. Но с моей стороны это был необдуманный поступок, и я больше не окунаюсь. То же самое касается людей с сердечными заболеваниями. У кого есть противопоказания к резкому переохлаждению, ледяная вода может только навредить.
Мы стараемся, чтобы человек с благоговением относился к традициям. К сожалению, часть их была утрачена и несправедливо забыта, как это произошло с колядованием.
- Но сейчас в деревнях до сих пор ходят дети по домам, поют, собирают конфеты, да в городские квартиры ряженые заявляются…
- Сейчас это сложно назвать тем колядованием, что совершались прежде на Руси. Нынче это стало развлечением с оттенком языческих обрядов. К концу XIX века – началу XX века традиция стала терять сам смысл веры. Есть такая известная колядка: «Пришла коляда накануне Рождества, открывайте кошельки, доставайте пятаки», но она не имеет ничего общего с прославлением на свет Христа, в чем изначально и состоял смысл колядования.
- В крещенские праздники принято запасаться святой водой, так как люди верят, что она обладает чудодейственными свойствами. Так ли это?
- Да, ведь вода имеет те свойства, которые описаны в молебне – «губительной для нечистых духов..., целительной душ и телес..., во освящение домов..., приводящей в Жизнь Вечную...». Священник, произнося молитвы, придает тот благодатный смысл, который он вкладывает в эти слова, и вода напитывается этими свойствами.
Не секрет, что если освященная вода с благоговением хранится дома, она не теряет вкусовых качеств. То есть должна стоять в темном месте.
Иногда приходишь на освещение дома или на причащение человека, открывает баночку, а оттуда запах тухлой воды. Все потому, что ее хранили на солнце, чего делать нельзя.
Не навреди
- Некоторые верующие полагают, что в крещенскую ночь вся вода становится святой автоматически, в том числе и та, которая течет из крана. Верно ли это?
- Это заблуждение. Да, проходит великое освящение речной воды, которая поступает в водозаборы, но поскольку она сырая, то может навредить здоровью. Вспомните, каким был риск эпидемий в средние века. В храмах освящают, обязательно прошедшую фильтрацию и очищение, т.е. ту, которая является пригодной в пищу.
- Отец Алексей, а как вы стали священником?
- К вере я пришел еще лет в 16, каждый день посещал храм Константина и Елены. Во время службы в армии появилось твердое желание поступить в регентскую школу при Московской Духовной Академии. Кстати, именно там я познакомился с будущей женой. В 2000 году окончил школу в сане дьякона с квалификацией «дирижер церковного хора». До 2003 года совершенствовал свои навыки диакона, регента и певчего в храмах Московской епархии.
Потом жизнь «забросила» меня в Кемерово, где я прожил, трудясь на разных церковных послушаниях 15 лет. В конце апреля 2018 года мы переехали в Псков, где меня приняли в клир (в число духовенства) Псковской епархии штатным священником Троицкого кафедрального собора.
- Что пожелаете жителям Псковской области в праздник?
- В первую очередь - осознать то, что мы празднуем. Во-вторых, хотелось бы, чтобы люди пришли в этот день в храм и помолились. Это важный момент. В-третьих, хочу пожелать, что люди, набирая святую воду, не теряли нравственных христианских идеалов, не конфликтовали за первое место в очереди, как иногда это бывает.
Окропите крещенской водой квартиры, частные дома, свои угодья, хлева, бани, чтобы сообщить благодать Святого Духа тому, что нас окружает. И, конечно, хочу пожелать, чтобы мы смогли открыть дверь своей души для того, чтобы в неё вошла благодать, и коснулась нашего сердца. Пусть каждый по мере своих сил старается провести этот день с пользой.