Чтобы вернуть этот вид бизнеса в цивилизованное русло, а заодно – что уж скрывать – пополнить бюджет, областные власти разработали проект нового закона о требованиях к такси. Сейчас он – в стадии общественного обсуждения.
С жёлтыми номерами
«Несколько лет мы проводили практическую работу – организовывали рейды, изучали опыт других регионов, - рассказал Игорь Сильченков, первый заместитель председателя госкомитета Псковской области по транспорту. – При подготовке закона мы руководствовались тем, чтобы и перевозчикам было удобно работать, но чтобы при этом и качество услуги было на высоте. Потому что главное в этой сфере – именно качество услуги».
Основные новшества, заложенные в законопроекте, таковы. С 1 января 2018 года легковое такси должно будет иметь желтую, белую или черную цветовые гаммы кузова. При этом допустимо окрасить в жёлтый только капот, крышу или багажник. Важно, что автомобили, на которые до этой даты были получены разрешения на перевозки, не нужно будет перекрашивать. А уже с 1 января будущего года такие разрешения станут выдавать лишь на машины с жёлтыми номерными знаками. Причём год выпуска автомобиля не должен превышать 5 лет.
«Законопроект разработан, чтобы можно было отличить легального перевозчика от «бомбилы». Если этого не делать, мы можем получить резкое ухудшение качества услуги, недовольство населения и даже потерять легальных перевозчиков, - считает Игорь Сильченков. - В новом законе будет и отдельный раздел, посвящённый диспетчерским службам. Тогда как сейчас их деятельность как посредников между клиентом и перевозчиком никак не регламентирована».
В псковском Роспотребнадзоре одобряют рождение нового закона, потому что жалобы на услуги такси к ним поступают регулярно. Вот только в ведомстве согласны не со всеми нормами, которые там прописаны.
«Так, в проекте указано, что диспетчерские службы обязательно должны быть зарегистрированы на территории Псковской области. Но как же в этом случае быть с законом о конкуренции? – привела пример Лариса Пышьева, начальник отдела защиты прав потребителей. – Бывает, нам жалуются, что по телефону диспетчер озвучил им один тариф, а платить пришлось по другому. Ответственность за такое тоже нужно предусмотреть в законе».
Кроме того, в ведомстве скептически отнеслись к требованию чистоты в салонах автомобилей, содержащемся в законопроекте.
Нелегалы задавили
«Потому что непонятно, по каким критериям потом определять, чистый был салон или грязный, - пояснила Лариса Григорьевна. – Ведь у каждого свои представления о чистоте. А ещё было бы неплохо предусмотреть право приостанавливать разрешения на перевозки до решения суда, если есть жалоба на деятельность перевозчика».
Владислав Нестеров, председатель объединенного комитета профсоюза работников такси Псковской области, как ни странно, тоже полностью поддерживает принятие нового закона. Несмотря на то, что он повлечёт за собой дополнительные расходы для псковских таксистов.
«Сейчас нелегалы просто задавили всю работу легального такси. По статистике, их в 3 раза больше, чем легальных перевозчиков. Поэтому «упали» заказы, и многие наши уходят в ту же нелегальщину, так как налоги, медицинское освидетельствование и т. п. становятся непосильными», - констатировал он.
По его словам, полторы тысячи «бомбил» Пскова – это военнослужащие-контрактники. Каждый день утром и вечером они отнимают у легальных таксистов 2,5-3 тысячи заказов.
«Но введение одних только жёлтых номеров – это уже хорошо. Потому что ни один контрактник на это не пойдёт – им попросту запрещено иметь такие номера на своих автомобилях», - отметил Владислав Нестеров.
Возникает вопрос: а насколько повысится стоимость услуги такси после принятия нового закона? По мнению Ильи Вересова, представителя региональной общественной организации «Правозащитник», незначительно – условно говоря, на 1 рубль за поездку. Потому что какие-то серьёзные расходы в связи с новыми правилами таксистам не грозят.
«Цены не вырастут, - согласен председатель профсоюза таксистов. – Но они выровняются до средней по Пскову, по которой сейчас работают легальные перевозчики. Потому что легально возить сейчас народ по городу за 65-70 рублей – это себе в убыток».