Примерное время чтения: 6 минут
161

Неоднозначное Рождество. Псковичи стали безбожниками всего за 10 лет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 2. АиФ-Псков 13/01/2016

Скудно и дорого

Из газеты «Псковский набат» от 19 декабря 1918 года мы узнали, что и через год после революции зимние школьные каникулы вполне официально именовались святочными. А Новый год в то время особым праздником и не считался.

В том же номере газеты опубликовано 2 объявления – о том, что 31 декабря в 17.30 состоится собрание комиссии по выработке инструкции для комитетов городской бедноты, а в 17.00 – общее собрание учредителей Кохановского потребительного общества. То есть, для псковичей это был самый обычный рабочий день, и никто не заморачивался по поводу того, что не успеет приготовить праздничные салаты.

Правда, некоторые все же отмечали Новый год. И иногда праздник для них заканчивался в кутузке. Причем не по политическим причинам, а по самым что ни на есть банальным. Вот что сообщал «Псковский набат» в номере от 4 января 1919 года: «С уничтожением в городе спиртных напитков окончилась «масленица» и для любителей выпить. Однако «горбатого исправит только могила», поэтому применяются всякие способы к розыску спиртного.

31 декабря помощник 2 района советской милиции Степанов на Новгородской ул. услышал крики о помощи; когда Степанов подошел к дому №16, открыл ворота, то увидел неизвестного, девицу, мальчика и мужчину. Последние умоляли неизвестного о пощаде их жизни и заявляли, что у них нет вина. Неизвестный был задержан и отправлен в милицию».

А из номера газеты от 5 января мы узнали, что даже «новогодние» елки в те времена начинали продавать не к Новому году, а уже после этого праздника, перед Рождеством. «Открылся рождественский базар, весьма бедный по своему содержанию. Продажа елок производится по неимоверно высоким ценам», - печально констатировали наши коллеги.

Читатели так же могли узнать, что 1 января объявлено по всей стране не рабочим днем. И что местные власти могут своим решением устанавливать дополнительные праздничные дни. Главное – чтоб их было в году не больше 10, и чтоб они не оплачивались. В 1919 году такими днями были объявлены 6 и 7 января (то есть, рождественские праздники), Крещение, Благовещение, пятница Страстной недели, понедельник Пасхальной недели, Вознесение, Духов день, Преображение, Успение.

«Затхлая никчемная речь»

То есть, никакой серьезной борьбы с религиозными «пережитками» в то время еще не велось. А, например, Рождество по-прежнему считалось одним из главных праздников. Процитируем лишь две заметки, опубликованные в городской газете в номере от 7 января 1919 года.

«Рождественские подарки. При последней получке жалованья служащими советских учреждений половина однодневного жалованья отчислена на подарки товарищам красноармейцам».

И – «Сегодня служащими коммунального отдела устраивается елка-бал. Детям будут розданы подарки». А в одном из следующих номеров читаем: «Елка для детей, устроенная в коммунальном зале профсоюзом городских муниципальных служащих и рабочих, прошла оживленно. Детям были розданы гостинцы». Правда, праздничные мероприятия для пролетарских детей из бедных семей было решено провести 10 января. Организаторы анонсировали кинематографические и театральные зрелища и обещали угостить всех юных участников чаем и, «если удастся, пряниками».

А вот публикации, посвященные празднованию Рождества в следующем, 1920 году, почти сплошь были критическими. Но критиковали на страницах газеты не сам праздник, а организаторов и участников мероприятий. Вот как отозвался о концерте, устроенном в первый день Рождества, один из зрителей: «С пошлыми кабацкими прибаутками, развязностью балаганного шута Ершов кувыркался, передав бессмысленно-пошлые сценки, и вместо здорового смеха вызвал в слушателях отвращение. Артистам, подобным Ершову, не место в пролетарском театре».

А у другого нашего коллеги остались крайне негативные впечатления от праздничной елки, которая накануне Рождества прошла в детском доме: «Славные крошки, приятно глядеть на их непринужденное веселье, им хочется кружиться, плясать вокруг елки. Но это впечатление сменяет другая сценка: в стороне стоит группа взрослых, о чем-то оживленно беседует.

Один из этой группы, довольно солидный мужик, отделяется, устанавливает чуть ли не в ряды крошек 3-4-6 лет и держит длинную нудную речь о легенде рождения Христа и значении елки. Но каково ее изложение? Жутко от этой затхлой никчемной речи. Ничего детского, живого. Не оживление, а скука, тоска нетерпения на лицах слушателей-малюток.

Тяжелое впечатление произвела эта часть вечера. Хотелось бы, чтобы для слушателей данного возраста лектора позаботились более живой и соответствующей темой».

7 января – на работу

Пролистав подшивку «Псковского набата» за 1930 год, мы поразились, как всего за 10 лет изменилось отношение власти и обычных горожан к религии вообще и Рождеству в частности.

«Родительское собрание учащихся I школы I ступени единогласно постановило: просить горсовет закрыть Ильинскую церковь и отдать ее под хлебохранилище. Вызываем всех родителей учащихся других школ присоединяться к нашему постановлению», - из номера от 1 января.

«Благочестивая коммуна. В коммуне «За власть Советов» (дер. Загорье Дновского района) на всех стенах висят… иконы. – Иконы снимать нельзя, - рассуждает председатель коммуны Гласков. – Иначе мы потеряем авторитет среди крестьян.

И, несмотря на требование отдельных коммунаров, иконы так и остаются висеть. Слыхал ли когда-нибудь Гласков об антирелигиозной пропаганде?», - язвительно интересуется некий Безбожник в номере от 4 января.

«Накануне ячейка безбожников из д. Шабаново в Островском районе организовала коммуну из 11 хозяйств. Коммуна назвалась именем «Союза воинствующих безбожников», - из номера от 7 января.

А работники псковского завода «Металлист» на страницах газеты предложили 7 января работать, а выходным днем сделать 6 января. Правда, широкой поддержки в массах эта инициатива не обрела. Позже выяснилось, что, например, только в деревообделочном цехе этого завода не стали работать в Рождество почти полтора десятка человек – 11 временных и 3 штатных рабочих.

Но зато антирелигиозная демонстрация учащихся псковских школ, устроенная 7 января 1930 года, прошла весьма успешно. «Посещаемость школ в этот день была более обыкновенной», - отмечала газета.

Оно и понятно: пройти по городу с транспарантом всяко проще, чем за партой уравнения решать.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах