Снежинки спускаются с неба…
Правильно это звучит «цзяньчжи», что в переводе с китайского – художественная резьба из бумаги. Именно резьба ножом, а не ножницами. А лезвие его такое острое, что Виктор Яковлевич невзначай и сам не раз ранился.
Все началось с того, как в 64-летнем возрасте в интернете почитал спор парня и девушки, которые состязались в умении вырезать снежинки. И он решил попробовать – только не ножницами, увы, во время прежнего увлечения столярными работами по красному дереву случилось несчастье – отрезало, или как он говорит, порубило словно колбасу, полпальца. Так что ножницами неудобно работать, а ножом в самый раз. Он изучил технику, и потихонечку стал вырезать.
Любопытно, если в Китае это едва ли не массовый народный промысел, то в России занимается художественной резьбой на бумаге всего три человека. А потому что занятие тонкое, даже филигранное, требующее усидчивости, терпения, внимания - поначалу до 80 процентов черновиков приходилось выбрасывать. Особенно огрехи заметны на сюжетных картинах в местах, где вырезается лицо героя – там важна даже десятая часть милиметра.
Цена в несколько диоптрий
Держу в руках картинку-паутинку – ей еще предстоит красоваться в рамочке – словно кружево из ткани. А потому что бумага особая акриловая, плотная и на ощупь будто влажноватая. Её Виктор Яковлевич на специальных сайтах заказывает, оптом-то дешевле. А у пенсионеров пособие, сами знаем, какое. Кстати, мастер вовсе не стремится ничего продавать – родственники, (дети в основном), знакомые, друзья, которых по России у него немало – родился и учился в Краснодаре, работал в Карелии, а последние 15 лет – в Пскове. А как попросят, то хоть в детдом в Пензе, или больница в Орле, либо интернат в Кисловодске или Ростове – никому он не отказывает.
Вот оказывается, как можно быть востребованным в 68 лет – а мы еще сомневаемся, когда говорят, что предпенсионеров обучать можно.
«По главному образованию я - инженер-электрик, а владею ещё десятью рабочими специальностями: столярными, плотницкими, ремонтными», - перечисляет Виктор Яковлевич и откровенно признается, что резьба по бумаге затягивает словно наркотик. Вот когда хочется тебе покурить, то только об этом и думаешь. И он, каждый день в 5 утра, сделав несколько глотков чаю – на рабочее место. Три часа пролетают, словно три минуты. А тут уж супруга встает, надо завтракать, какие-то домашние дела ждут, а после обеда – снова берется за нож и бумагу.
«Только вот беда, зрение посадил, за эти 4 года своего хобби «наработал две с половиной диоптрии. Если читаю в очках +3, то режу в +6. А при искусственном освещении это особенно вредно», - сетует мастер. Но хоть и так, с любимым занятием расставаться он и не собирается, а только мастерство и дальше оттачивает своим опасным лезвием все острее и острее. Если раньше он полтора месяца над картиной работал, то сейчас на это у него уходит 2,5 недели. А если картинка попроще, например, котенок какой-нибудь, то в начале пути на него уходило больше двух дней, то теперь – несколько часов и готово.
Полутона
«Дети просят: «Папа, сделай то-то и то. Внук Никита в 6-й класс заканчивает, тоже немножко режет. Пока по мелочи, я ему помогаю».
Виктор Яковлевич поделился методикой изготовления картины. Сначала выбирает что-то в интернете: рисунок, фотографию. Распечатывает на принтере. А потом – что очень важно – надо ее правильно разрисовать, обработать. То есть выделяет (собственное видение помогает) и отмечает не только черное и белое, но и полутона. Потом на коврик прикрепляет степлером – и работа закипела. Интересно, что режет, начиная с самой середины, так сказать от периферии к центру. Вот так и родились его «Ласточкино гнездо», «Парижская осень», «Старая Рига», «Памяти Нотр Дам де Пари». Особенно он выделяет те, в основу которых легли графические рисунки замечательного псковского художника Валентина Васильева. Всего 120 работ.
Кстати, как художник может сделать копию своей картины, так и Виктор Яковлевич – своей. Ведь основной труд – это подготовка трафарета, а он и готов. Тут уже он не тратит столько времен на ее изготовление картины.
Кстати, выставки у него еще не было, он человек не честолюбивый, но если галеристы заинтересуются, почему бы и нет?.. А пока – его главные зрители и почитатели – подписчики в социальных сетях, куда мастер выставляет свои произведения.