От Галилея до Андерсена
Сейчас мало кто помнит об этом некогда популярном авторе, разве что некоторые псковичи. И то лишь потому, что в областном центре есть улица имени Ал. Алтаева, а близ деревни Лосицы Плюсского района до сих пор стоит помещичья усадьба Лог (раньше она относилась к Гдовскому району), куда Маргарита Владимировна с конца XIX века и до середины 20-х годов следующего столетия регулярно приезжала в гости. В 1926 году она приобрела у хозяев флигель, в котором проводила почти каждое лето вплоть до самой смерти в 1959 году. А в 1967 году здесь открыли музей писательницы, который и сейчас принимает посетителей.
«Я люблю Гдовщину, её леса, поля и прозрачную глубь реки Плюссы; милую Гдовщину, овеянную седыми преданиями, с её братскими могилами, оставшимися от древних битв, с её подмогильем-«городищем», с языческими могилами и кладами, с её своеобразным говором…», - писала Маргарита Ямщикова в своей книге «Памятные встречи».
А её автобиографическая повесть «Гдовщина», которая, впрочем, так и не была издана полностью, целиком посвящена жизни и быту крестьян Псковщины в первой половине XX века. В ней подробно описаны свадебные обряды, традиции проводов в армию или на войну, особенности «бартерной» торговли, которая широко практиковалась в то время.
Впрочем, настоящую известность и даже популярность писателю Ал. Алтаеву принесли другие произведения. В первую очередь это исторические романы и биографические повести для детей и подростков о музыкантах, художниках, композиторах разных эпох. Сейчас в это сложно поверить, но в первые послереволюционные годы книги Ал. Алтаева были не менее (а некоторые литературоведы утверждают, что и более) популярны, чем Максима Горького, и распродавались просто-таки мгновенно.
Всего за свою литературную жизнь Маргарита Владимировна написала около 50 книг, посвящённых ярким личностям своего времени. Под её пером оживали Гарибальди и Филипп II, Марат и Мария Стюарт, Рафаэль и Джордано Бруно, Леонардо да Винчи и Галилей, Андерсен и Савонарола.
Из её остросюжетных романов и повестей читатели узнавали о жизни восточных славян во времена Киевской Руси и татаро-монгольском иге, опричнине Ивана Грозного и крестьянской вольнице Стеньки Разина, битве за Рязань и раскольниках XVII века.
Три реки и чистый мох
При этом сама писательница не считала своё творчество выдающимся и исключительным.
«Что такое Ал. Алтаев в литературе? Всегда рядовой, чернорабочий. Я так и говорила на встречах с читателями, в библиотеках: Ал. Алтаев - популяризатор истории, помощник педагогам…», - утверждала она.
Тогда как, например, Корней Чуковский называл Маргариту Ямщикову родоначальницей новой детской литературы. А Лев Кассиль признавался: «Когда я встречаюсь с Алтаевым, мне кажется, будто я стою на берегу большой реки, которая взяла истоки за неоглядными горизонтами и на огромном пути своем отразила великое множество исторических событий и замечательных исторических личностей».
Почему столичная жительница и популярный автор выбрала для жизни и литературного творчества небольшую усадьбу, затерявшуюся в псковских лесах? Пожалуй, ответ на этот вопрос можно найти в одном из её писем.
"У нас три реки, есть и озёра, и лес сохранился редкий, с дебрями и «чистым мхом» на вёрсты, рождением клюквы и морошки, чудесной ягоды, аромат которой может пробудить мёртвого псковича. Когда мы ехали на машине в этом году, кругом пели соловьи, а по дороге на рассвете нам встретилась семья лосей, ничуть нас не испугавшаяся, - рассказывала она. - У меня есть снимок этого лета - заливной луг у Плюссы и на нем подросток медвежонок, который играет с девушкой».
С тех пор минуло несколько десятков лет. Сейчас вдоль Плюссы уже не гуляет ручной медвежонок, но старинная усадьба до сих пор возвышается на крутом берегу этой реки, в окрестностях по-прежнему бродят лоси и поют соловьи. А в самой усадьбе продолжают бережно хранить память о некогда популярной писательнице с мужским псевдонимом.
Кстати, сама усадьба ещё интересна тем, что там всегда кто-то жил. Сначала - её настоящие владельцы, потом – смотрители музея Ал. Алтаева. И оттого у посетителей обычно остаётся ощущение, что они приехали не в музей, а в гости к старым друзьям. Очень приятное и тёплое ощущение.