Кто-то считает эту работу перспективной и заслуживающей всяческой одобрения, есть и такие, кто убеждён, что план ещё слишком сырой, поэтому нужно продолжить над ним работу. Сам же Владимир Николаевич спокойно относится к критике.
Поспешай медленно
- Владимир Николаевич, в Пскове стало хорошим тоном месяцами обсуждать ту или иную концепцию градостроительного решения. Как вы к этому относитесь?
- Вполне спокойно. Мой принцип: главное - не торопиться. Потому что в нашей работе ошибки чреваты самыми печальными последствиями. Вспомните, например, как одна питерская фирма быстро-быстро состряпала проект сохранения уникальной скалы, на которой расположен Снетогорский монастырь? Если вы не знакомы с ним, то поясню: они додумались забетонировать её снизу до верху. Плюс к тому ещё и предложили заасфальтировать заливной луг, который расположен чуть ниже по течению реки. И только вмешательство общественности спасло этот уникальный ландшафтный комплекс от проявления современного вандализма.
- А сколько вам потребовалось времени, чтобы подготовить проект реконструкции набережной Псковы?
- Вы будете удивлены: всего две недели. Но над этим проектом работал не я один, а целая группа талантливых и уважаемых мной архитекторов. К тому же у нас был весьма значимый побудительный момент: нашему городу удалось попасть в федеральную программу реконструкции, которая предполагает и финансирование. Цена вопроса - 470 млн, которые пойдут на благоустройство улиц Воровского и Карла Маркса, укрепление и очистку берегов, формирование видовых площадок и так далее. Правда, чтобы получить эти средства, нужно было представить план самой реконструкции. Обычный график работы мог бы занять не менее полугода. Он бы включал в себя два этапа. Первый - это выработка концепции, а второй - непосредственное проектирование, но мы были поставлены в жёсткие рамки, поэтому пришлось сильно ужаться во времени. Во время защиты были высказаны ценные замечания, которые нами будут обязательно учтены.
- Какие принципы вы считали приоритетными, начиная работу над этим проектом?
- Их несколько. Первый - это максимальное сохранение природно-исторической среды. Далее - использование особенностей самого ландшафта с одновременным акцентированием наиболее выигрышных видовых точек, панорам и т.д. Конечная цель - создание уникальной среды и, если хотите, формирование «духа местности». Третий обязательный принцип - это общедоступность, открытость и смешанное использование пространства. Далее - симбиоз природных и искусственных элементов, гармоничное сочетание исторического и нового. И, наконец, при проектировании мы отдавали приоритет пешеходам и велосипедистам, не забывая, впрочем, о возможности проезда обслуживающего транспорта.
Пскова широкая
- Что стало зоной вашего архитектурного внимания?
- Практически всё пространство от Варлаамовской башни до Кузнецкого моста через Пскову. Прошу также учесть, что, взявшись за общую концепцию, мы оставили место и для инвестиционных проектов. Это значит, что если поступят предложения по коммерческому использованию каких-то зон, то тут нашим коллегам будет предоставлена полная свобода для творчества. К слову, такие предложения уже есть. Например, одна фирма заинтересовалась берегом Псковы - участком т.н. мельницы Кука. Там может быть построено оригинальное кафе с воссозданием самой мельницы и её механизмов. Так называемые «винные склады Лапина» могут быть трансформированы в небольшую уютную гостиницу. И тут уже есть инвестор, а над проектом работает моя коллега и очень талантливый архитектор Галина Тютюнникова. Как я уже говорил, в работе над проектом принимали участие мои коллеги-архитекторы. Но не только. Например, я очень благодарен нашему ландшафтному дизайнеру Маргарите Мирошниковой, которая также внесла немало ценных предложений.
- Правильно я понял: с Псковом у вас любовь давняя и взаимная?
- Всё началось в 1975 году, когда я ещё учился в алма-атинском политехническом институте на факультете архитектуры. В тот год мы с приятелем решили посмотреть Прибалтику. Сначала был Вильнюс, потом Рига, но в Псков попали случайно. Уже собрались было ехать в Таллин, но тут объявили, что отправляется автобус на Псков, и мы, не раздумывая, вскочили в него. Ну а когда приехали, то были потрясены.
Корбюзье в Пскове
- Чем же?
- Ещё студентами мы увлекались стилем модерн, и имена его апостолов (того же Корбюзье) не сходили у нас с уст. Псков в этом смысле стал для нас открытием: те же наклонные стены, их фактурная поверхность, небольшие окна. Для себя я тогда ещё подумал, что здесь, начиная с XV века, этот самый «модерн» как бы застыл, ожидая, пока мы его для себя откроем. Ну а когда пришла пора выбирать: остаться ли в независимом Казахстане или возвращаться в Россию - то я уже знал куда поеду. И ещё один момент: Псков в советское время оказался как бы в стороне от «магистралей коммунизма». Поэтому здесь никто не успел извратить его исторический ансамбль, так что для архитектора здесь непочатый край работы.
- Что для вас сейчас представляется наиболее интересным?
- Буквально всё! Взять хотя бы разрушающееся здание ТЭЦ-18 - памятник конструктивизма 30-х годов прошлого века. Его можно было бы трансформировать в бизнес-центр, организовать там библиотеку, музеи. Так и просится на карандаш производственный комплекс радиозавода. Здесь могли быть офисные помещения, дешёвое жильё и торговые центры - этот стиль «loft» сейчас очень популярен в Европе. Не говоря уже о многострадальном Доме Батова…
- Но есть что-то такое, что вы бы хотели сделать перво-наперво?
- Конечно! Будь моя воля, я бы избавил город от наиболее вопиющих примеров вандализма и самодурства. Например, кинотеатр «Октябрь», высотка на площади Десантников. Город давно пора почистить…