Однако их место немедленно занимают другие. В прошлом году, например, в Россию въехало 14,22 млн выходцев из республик когда-то необъятного Советского Союза. Кто-то приезжает на заработки, а кто-то - чтобы остаться здесь навсегда. Кто эти люди, какие мотивы двигают ими? - ответ на этот и другие вопросы корреспондент «АиФ-Псков» попытался найти, познакомившись с Саломом Туйгуновым и его дружной семьёй.
За счастьем - в Россию
Её глава (этнический узбек) с удовольствием откликается на имя «Александр». Точно также (на русский манер) просит называть себя и его жена - Шура, хотя по-узбекски её имя звучит так: Ашурой. На языке Пушкина они говорят неважно, с характерным восточным акцентом, поэтому если вдруг возникает какая-то заминка, они тут же переходят на родной язык. Рядом крутится их младший сын, такой же кареглазый (весь в маму), - Сардор. Ему уже десять лет, в этом году он пойдёт в третий класс и, как всякий мальчишка его возраста, обожает играть на компьютере, но не любит читать, за что мать, понятно, поругивает. Зато язык своей новой Родины он знает гораздо лучше родителей и порой поправляет в их речи, допустим, неправильный падеж. О Самарканде, родном для его семьи городе, он вспоминает с чувством лёгкой досады. Во время недавней поездки ему надавали тумаков местные мальчишки за то, что он уже (!) плохо говорит по-узбекски. Об этом происшествии Сардор во время нашей встречи простосердечно признался. Тем не менее его родители о городе своей юности вспоминают с лёгкой ностальгией, но тут же добавляют:
- Зато Псков всё-таки очень хороший город, а люди - просто замечательные, - признаётся Шура. Вслед за супругой Александр уточняет:
- И главное: милиционеры такие приятные и обходительные, никак не похожи на московских. Тем лучше на глаза не показываться: все карманы вывернут. Когда приехал в Псков (тогда мы с нашей строительной бригадой работали в казармах военного городка), я долго потом удивлялся: почему нас никто не забирает, не пристаёт. А потом мы поняли: здесь так не принято. Здесь к людям более доброжелательно относятся, поэтому когда ко мне приехала жена, то мы подумали и решили: остаёмся.
Разные бывают аргументы выбрать ту или иную страну на жительство, но в семье Салома главным стало, видимо, доброжелательное отношение стражей порядка к окружающим. И всё-таки: что же заставило этого уже не молодого человека, отца троих сыновей в начале этого тысячелетия бросить всё и поехать за счастьем в Россию? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности: первой и главной причиной стала нищета, поразившая Узбекистан.
В Москву, в Москву! Работать…
Судя по нашему разговору, его не слишком волновали политическая программа президента Каримова и его методы построения демократического общества. Всё было гораздо проще: просто текстильный комбинат, где во времена Советского Союза работало почти 15 тысяч (!) человек, в один прекрасный день закрылся, и всех его работников (Салом не стал исключением) попросили искать другое место.
- Муж получал, если на ваши деньги, всего 150 рублей. Для сравнения: моя мать-пенсионерка имела пенсию в размере 500 рублей. При этом лепёшка на базаре стоила тысячу рублей (самая дешёвая), килограмм риса - 7-8 тысяч, мясо - до 20 тысяч, не говоря уже про то, что нужно было одеваться. После закрытия фабрики Салом два месяца искал работу, но ничего не вышло. Тогда-то он и решил ехать. Все - в Москву, и он туда же отправился, - рассказывает Шура.
Тут же следует добавить, что отправились они на заработки втроём - вместе с племянником и старшим братом (когда компанией - не так страшно). Несколько месяцев брались за любую работу, но потом у них появился бригадир, который и нашёл место для новой шабашки: Псков, военный городок. Это было уже в 2003 году.
- Мы восстанавливали казармы, там и жили. А когда закончили, то подвернулась другая работа. Вообще мне Псков сразу понравился: тихий, спокойный, как Самарканд. И главное: люди очень доброжелательные. Особенно милиционеры. В Москве мы их боялись, как огня. Увидит, остановит, пока все карманы не вывернет - не отпустит, хотя у меня была официальная справка о регистрации и я работал там на законных основаниях, - не торопясь, рассказывает Александр. - Сейчас и в Пскове у меня документы в порядке. Уже подавал на получение российского гражданства. Пока не получается, но думаю, что это вопрос времени.
С ним солидарна и жена, а ещё Шура уверена, что её муж, человек работящий и непьющий, многого добьётся. Судите сами: целую неделю он работает на стройке, а по выходным с сыновьями строит собственный дом.
- В районе Крестов у нас десять соток куплено. К тому же у нас очень хорошие соседи - нам с ними просто повезло, - признаётся женщина. - Сыновья помогают отцу. Хотят уже до холодов поставить крышу. Дом будет большой, двухэтажный - чтобы на всех хватило.
Гулять по-узбекски…
Пока они снимают квартиру, но если судить по тому, что не так давно Александр купил новую «дэу», то с заработками у него всё в порядке. Между тем сам он себя не считает человеком богатым - для России, но если сравнивать с жизнью в Самарканде, то теперь если вдруг старший сын (а ему уже 22) задумает жениться, то свадьбу они могут сыграть так, чтобы перед многочисленными родственниками не было стыдно.
- ?
- А вы не знаете, что такое настоящая узбекская свадьба! - с энтузиазмом восклицает Шура. - Это не только гости и тамада. У нас гуляют обязательно три дня, и гостей бывает до полутора тысяч. Ну и жених, конечно, должен по обычаю обуть и одеть невесту: одних платьев нужно купить двадцать штук. Самых разных! Обязательно - обувь, не говоря уже про украшения. Так заведено. И стол должен ломиться. Как правило, плов готовится четырёх видов, манты и обязательный шашлык - это как на сладкое. В России, я вижу, шашлык тоже любят.
Впрочем, пока сыновья жениться не собираются, но если вдруг (жизнь - сложная штука) - родители не будут против, если их избранницами станут русские девушки.
- Главное, чтобы мужа любила и родителей уважала, - подводит Ашурой международный критерий под базис семейного счастья. В самом деле: какая мать (будь она из Коканда или из Опочки) не захочет для своего сына такой невестки? В этом, кажется, все женщины мира похожи. Одно только смущает и огорчает Шуру и её благоверного: до родного Самарканда (если поездом) - пять дней, а лететь - и дорого, и опасно. Поэтому всё общение с родственниками, увы, только по телефону.
- Как ваши близкие относятся к тому, что вы уехали жить в Россию?
- Кто-то осуждает, но многие считают, что повезло. С тех пор, как мы уехали, жизнь там лучше не стала. Недавно я позвонила родным и сказала, что муж машину купил, - не поверили. Думают, что я их обманываю! - блестит глазами Шура.
- Или вот ещё один вопрос «на засыпку»: сами вы правоверные, а как же ваш младший?
- Да, традиционная религия востока - ислам, но Сардор не достиг такого возраста, когда сознательно делают выбор, хотя он и понимает: когда мы проходим мимо церкви, он показывает, что «здесь живёт боженька». Просто ещё время его пока не пришло, - качает головой Салом.
Если же говорить о том, что теряет человек, уехавший из отчего дома, то на этот вопрос Туйгуновы почти в один голос отвечают: родственные связи. Поэтому так нелегко сохранить то немногое, что всегда считалось основой большой узбекской семьи: уважение к старшим, преемственность поколений. Тем не менее и сам Александр, и его благоверная Ашурой искренне хотят, чтоб их детей ждало светлое будущее.
- Хочу, чтобы Сардор закончил школу и обязательно поступил в институт. Если его старшим братьям не удалось получить образование, то пусть хоть младший выучится, - мечтает мать. И в этом мы, безусловно, похожи…
От автора:
Автор выражает искреннюю благодарность г-ну Мирзоеву, руководителю регионального таджикско-узбекского культурного общества, который помог организовать эту встречу.