Примерное время чтения: 6 минут
140

Еще больше отзывчивости. Почему благотворительность не стала привычкой

Главу псковского регионального отделения общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» Петра Василевского застаю в кабинете сосредоточенно общающимся по скайпу. Оказывается, возникли проблемы с финансированием одного из наиболее долгосрочных проектов Псковского Красного Креста - по обеспечению бесплатными обедами школьников из небогатых семей.

И банку тушенки в подарок

- Петр Никитович, но ведь детей из малоимущих семей и так бесплатно кормят в школах за счет бюджета. Зачем тогда нужен этот ваш проект?

Фото: АиФ

- Многие родители, уж не знаю, по какой причине, вообще не стремятся получить справку о том, что их семья – малоимущая. Хотя это было бы неплохим подспорьем к скудному семейному бюджету. А нам справки не нужны, мы верим на слово. К тому же упор в этом проекте мы делаем на базовые школы в районах, куда подвозят школьников из деревень. Для ребят, которые вынуждены каждый день вставать в шесть утра и потом до вечера находиться в школе, это существенная помощь. Кстати, одно время у нас работал парень родом из деревни Церковище Усвятского района. Оказалось, он был в числе тех, кто получал наши обеды и с большой благодарностью об этом вспоминал.

- Вы сказали «работал». А сейчас уже не работает?

- К сожалению, нет: у нас очень маленькие зарплаты, которые категорически не устраивают молодежь.

- Кого вы можете назвать основными вашими партнерами и благотворителями?

- Большую часть наших проектов финансово поддерживают Норвежский Красный Крест, Немецкий Красный Крест. Кроме того, уже 4 раза мы получали региональные гранты, направленные на раннее выявление туберкулеза.

- Что, вот так сами ездили по деревням с флюорографическим аппаратом?

- Нет, ездили мы вместе с медиками. А нашей задачей было заманить на флюорографию как можно больше местных жителей. Условно говоря, сделал рентген-снимок – получи в подарок банку тушенки. И знаете, в некоторых районах наблюдалось двукратное увеличение желающих. В Плюсском районе так вообще постоянно стояла очередь возле машины с флюорографическим аппаратом.

В кризис помогают больше

- А местные бизнесмены совсем отстранились от благотворительности?

- Не совсем, но им, как и обычным псковичам, гораздо интереснее участвовать в краткосрочных проектах, результат которых можно увидеть чуть ли не назавтра. Взять, к примеру, нашу традиционную уже акцию «Дерево детских желаний», когда мы собираем новогодние подарки для детей из малообеспеченных семей. С ней у нас не бывает проблем. Причем в этом году мы опасались, что из-за кризиса наши 70 детей останутся без подарков, а получилось наоборот. Если раньше в рамках акции набиралось подарков на 160-180 тысяч рублей, то в этот раз – на 365 тысяч!

- Чем это объясните?

- Объяснить не могу. Но могу сказать, что в тяжелейшие 90-е годы, когда вокруг была глубокая бедность, только на один наш призыв о помощи детским домам откликались по три десятка местных бизнесменов. А сейчас нам приходится прилагать максимум усилий, чтобы привлечь пожертвования для подопечных. Например, на прошлой Масленице уж мы и ряжеными плясали, и клоунами наряжались, и шарики «продавали»… У наших коллег на Западе таких проблем нет. Им достаточно разместить на своем сайте сообщение, что требуются средства на тот или иной благотворительный проект, или что нужны волонтеры, и люди тут же массово отзываются.

- Как думаете, почему в России такой отзывчивости не наблюдается?

- Возможно, из-за того, что наши граждане не так воспитаны, а бизнес никак не мотивирован. Думаю, пройдут годы, пока благотворительность станет одной из составляющих нашей жизни. Но нет правил без исключений. Так, чтобы к нашему проекту по обеспечению школьников бесплатными обедами смогла присоединиться Красногородская школа, одно из псковских предприятий выделило 50 тысяч рублей.

Горечь сильнее радости

- Вы уже 30 лет работаете в Псковском Красном Кресте, и за это время стали, пожалуй, одним из самых известных и уважаемых псковичей в сфере благотворительности. А с чего все началось?

- Я работал заведующим здравпунктом на псковском кабельном заводе, когда мне предложили перейти в Псковский Красный Крест. Жалко было покидать здравпункт, потому что вложил в него много сил и времени. Но все-таки я согласился на это предложение.

- Насколько серьезно изменилась за эти годы специфика работы вашей общественной организации?

- К примеру, к 1991 году у нас в штате было 105 квалифицированных медсестер по уходу за пожилыми людьми. Потом их сократили, а на их место пришли социальные работники, зачастую не имеющие медицинского образования. Это я считаю не совсем правильным. К счастью, сейчас предпринимаются попытки восстановить институт медработников, которые занимались бы обслуживанием пожилых людей на дому. Делаем это и мы в рамках одного из проектов.

- Какие случаи, произошедшие за годы вашей работы, вспоминаете с особенной теплотой и гордостью?

- Очень счастлив бываю, когда подводим итоги очередного «Дерева детских желаний», например. Но вообще, больше запоминается плохое – когда люди обращаются с просьбой оплатить им лечение или обеспечить уходом на дому еще одну бабушку, а мы не можем этого сделать, потому что наши возможности не безграничны. Словом, когда человеку реально необходима помощь, а у нас нет ни средств, ни сил, чтобы ее оказать, то горечь от этого всегда пересиливает самые светлые и теплые воспоминания. 

Досье
Петр Василевский родился 31 декабря 1955 года в Архангельской области. В 1975 году закончил Невельское медицинское училище; в 2006-м - Северо-Западную академию государственной службы. В 1986 году стал сначала заместителем председателя, а затем и председателем Псковского Красного Креста. Член Общественной палаты Псковской области.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах