Александр Боярков – известный в Пскове звукорежиссер, музыкант, композитор. А с недавних пор – еще и руководитель нового образовательного пространства, где подростки пробуют себя в разных креативных профессиях. В интервью «АиФ-Псков» он рассказал о том, как устроена Школа креативных индустрий, где ребята могут придумать и снять мультфильм, записать музыку собственного сочинения, разработать дизайн сайта, создать логотип компании, провести профессиональную фото– и видео съемку.
Очередь желающих
- Сколько в школе направлений и какое пользуется особой популярностью?
- Четыре: студии анимации, дизайна, звукорежиссуры и звукового дизайна, фото- и видеопроизводства. Больше всего желающих было на «Дизайн» и «Анимацию». Однако чтобы начать заниматься по выбранному направлению, ребята должны проучиться год. За это время они пройдут через все студии, увидят, как они работают, и тогда уже сделают окончательный выбор. Специализация начинается со второго года обучения. Но на самом деле близкие цифры были по всем студиям, не было как-то большого перевеса в сторону какой-то одной.
- Во всех студиях занимается одинаковое количество детей?
- В каждой две группы по 11 человек в возрасте от 12 до 17 лет. Это сделано специально для удобства перехода из студии в студию, чтобы кто-то не остался потом без рабочего места.
- Заявлений от желающих учиться подано было много?
- Принять мы могли только 88 человек, а заявлений было подано в два раза больше. Остальные пока стоят в очереди. Очень много запросов поступает от взрослых. Сейчас мы думаем над возможностью обучения взрослых групп, но это уже будет платная история.
- Сколько раз в неделю занятия проходят?
- Два раза в неделю по три академических часа. В принципе, это довольно много для детей. Группы же у нас смешанные, занимаются ребята от 12 до 17 лет. Поэтому каждый урок строим таким образом, что вначале идет немного теории, а дальше они приступают к практике. Три часа теории никто не выдержит: начнут спать, в телефонах сидеть, отвлекаться. Все занятия проходят во второй половине дня. Пробовали набрать дневную группу, но не вышло, почти все ребята в этом возрасте учатся в первую смену. Зато с утра здесь занимаются студенты Псковского областного колледжа искусств, на базе которого наша Школа и функционирует. В колледже есть похожие направления подготовки, и наши возможности – большое подспорье студентам и преподавателям.
- Какой результат ожидается на выходе?
- По итогам обучения в каждой студии, ребята, во-первых, будут делать свой индивидуальный маленький проект, а во-вторых, сделают один групповой проект. В следующем году проектов тоже будет несколько. Тут весь смысл как раз в проектной деятельности, ориентированной на конечный продукт. Завершаться обучение будет, в том числе, и общим межстудийным проектом, в рамках которого они все будут взаимодействовать. Возможно, это будет видеофильм или короткометражка какая-то с элементами анимации, чтобы работали и дизайнеры, и звукорежиссеры. К слову сказать, по завершению обучения ребята получат не только сертификаты об окончании такой Школы, но и портфолио с выполненными работами.
- Это уже такой готовый хороший продукт. Значит, в перспективе к вам могут обращаться заказчики со стороны. Заказывать, например, рекламу, видеоролики?
- Да, конечно, но это скорее ближе к концу этого года, когда ребята всему научатся. По опыту других школ могу сказать, что они все довольно активно сотрудничают с региональными властями и бизнесом, те пользуются их услугами. В конце декабря мы ездили в Москву на съезд ШКИ. Самая первая школа была создана в Кемерово более двух лет назад. Она является проектным офисом для всех остальных. Если у кого-то возникают вопросы или надо посоветоваться, то это к ним. У них очень крутые проекты.
Но меня больше всего поразила история города Гусев в Калининградской области. У них в кураторах московский дизайн-завод «Флакон», а это сосредоточение креатива. В школу в Гусев постоянно приезжают от них эксперты и делают с детьми какой-то продукт по всем направлениям и студиям. Результаты совершенно потрясающие. Со стороны даже не скажешь, что это дети сделали. Это абсолютно взрослые работы.
- Вы таких кураторов в свою школу будете искать?
- Я думаю, что вот прямо таких кураторов, которые будут приезжать постоянно, у нас не будет, но мы будем приглашать сюда на разные мастер-классы, семинары, лекции, короткие курсы успешных, известных представителей индустрии из Санкт-Петербурга и Москвы. Это точно будет.
На зависть всем
- Похвастайтесь оборудованием. То, что мы видели, впечатляет, конечно.
- Это еще далеко не все. Дело в том, что все оборудование довольно дорогостоящее. Одна камера с объективом стоит под полмиллиона рублей, поэтому здесь мы все это не храним. У нас есть склад, перед занятиями преподаватели берут оттуда необходимое, а позанимавшись – возвращают обратно.
Что у нас есть по студиям? Одиннадцать профессиональных фотокамер. Соответственно, такое же количество объективов и даже больше, потому что они есть штатные, а есть для каких-то конкретных задач. Есть три кинокамеры со всяческим обвесом. Есть студийный свет для фото и для видео, отражатели, софт-боксы, отдельный рекордер есть, который записывает с высоким разрешением с камер. Студия фото и видео, наверное, у нас самая упакованная. Есть дрон, есть экшн-камера.
- Человек, который занимается профессиональной съемкой, наверное, позавидует?
- Думаю, да. К нам заходили в гости псковские фотографы и видео операторы и говорили, что такого комплекта оборудования в области больше нет ни у кого.
В студии анимации есть мультистанок для аналоговой анимации. Это очень простая штука. Там три уровня стекла и можно, например, вырезать какую-то фигуру, отдельно руки-ноги, два фона вниз подложить и сверху камеры снимают процесс пошагово. Эта технология использовалась, когда анимация только зарождалась. Руку подвинул, сделал кадр, ногу подвинул — еще кадр, и так покадрово можно сделать мультик.
В студии поставлены классные графические сенсорные планшеты-мониторы с высоким разрешением. 24 дюйма, мультитач. Эти мониторы, наверное, лучшие на рынке. Плюс в студии есть свои фотокамеры для съемок, есть всякие штуки, которыми можно писать звук, разные микрофоны.
Со студией дизайна все немножко попроще. У них тоже графические планшеты, но обычные без экрана, также есть планшетные компьютеры.
В Школе есть два 3D-принтера, лазерный гравировальный станок.
В студии звукорежиссуры и саунд-дизайна у каждого ребенка своя маленькая миди-клавиатура, профессиональные звуковые карты, много хороших микрофонов. У нас парк микрофонов лучший в области, наверное, но именно студийный, а не концертный, потому что тут упор все-таки на студийную звукорежиссуру делается.
- Ребята, которые в этой студии занимаются, наверное должны знать какие-то музыкальные азы?
- Не обязательно, но желательно, потому что обычно все звукорежиссеры или имеют музыкальное образование, или умеют играть хоть бы на одном музыкальном инструменте. Из тех детей, что пришли, мне кажется, треть с музыкальным образованием. Это неплохо. Даже не пришлось ничего объяснять по теории музыки. Для остальных был урок, на котором азы проходили. Кто-то очень быстро схватывает, а кто-то и вовсе пришел уже глубоко в теме. Явно они в этой студии и дальше останутся, потому что уже сейчас они свою музыку приносят.
- За это время никто из ребят не отсеялся?
- Один человек только, но там что-то не сложилось с расписанием. А так все держатся и, мне кажется, дети довольны, с большим удовольствием посещают занятия. Есть которые прямо «горят»: видно, что человеку интересно и он за все цепляется. Мы устраиваем перерыв между занятиями и есть такие дети, которые даже на них не выходят, продолжают начатую работу.