Педагоги «продвигаются» медленнее. Кому-то новинки кажутся лишними прибамбасами к традиционной системе обучения, кому-то они просто не даются в силу возрастных или иных причин. Система общего образования, обязанная быть восприимчивой к меняющимся условиям жизни, волей-неволей прибегает к услугам прогресса. Так, Правительство РФ ещё несколько лет назад велело: у каждой школы должен быть свой сайт или хотя бы страничка в интернете. Школа не может не быть открытой! В глобальной сети необходима информация об учебном заведении, учителях, образовательных программах и многое другое. А что же на самом деле?
Например, Виктория МОРОЗОВА, мама старшеклассницы 20-й школы Пскова, знает, что дочь нередко заходит на сайт, чтобы узнать расписание, новости и другую информацию. А вот Татьяна ЯКОВЛЕВА, родительница ученицы Дновской гимназии, говорит: «Сайт у школы есть, это точно. Но вот есть ли от него толк для учеников - вопрос». Если в первом случае учителя работают для детей, то во втором - формальность соблюдена, и ладно.
«Я планшет дома забыл!»
Сегодня, согласно данным Регионального центра информационных технологий, 44 % учебных кабинетов школ области оснащены компьютерами, интернетом, проекторами. Но пользуются ли этой техникой или она там просто стоит?
«Пока ничего, кроме слайд-шоу, на уроках нет», - рассказывает нам один из учителей про 23-ю псковскую школу.
В 7-й школе Пскова, по словам родителей, на уроках смотрят, помимо презентаций, электронные диаграммы. В Великолукской гимназии весь прошлый учебный год в одном из классов экспериментально использовали «ридеры». У каждого ученика и у учителей были электронные «читалки», куда закачивали нужные для урока тексты, проверочные работы, даже кроссворды. В псковском гуманитарном лицее некоторые ученики этим летом не стали покупать учебники. И не потому, что часть из них выдавали бесплатно. Школьники просто накачали из интернета себе в планшетники учебные пособия. Им разрешено пользоваться электронными книжками. Не надо таскать набитый макулатурой портфель, взял планшет - и пошёл учиться.
А вот мамы и папы детей Дубишенской средней школы Дедовичского района про электронные книжки на уроках пока что от своих детей не слышали. Они обсуждают другое: как бы автобус из администрации не отказался возить деревенских ребятишек к месту учёбы. А то идти пешком придётся 10 километров. До мультимедиа ли тут?
И хотя понятно, что с планшетом на грамотно организованном уроке детишкам может быть в тысячу раз интереснее, а значит, и в головах у них с урока может остаться больше, в школах электронные книжки ещё необязательны.
- Здесь многое зависит от инициативы и обеспеченности родителей, - объясняет руководитель Центра информационных технологий Алексей ДРАГУНОВ. – Многое зависит и от программ. Электронные учебники есть удачные, рекомендованные Минобрнауки, а есть посредственные. Своему ребенку я всё-таки планшет пока не купил.
Опять двойка?!
РЦИТ сейчас решает другую насущную проблему – обеспечение образовательных учреждений электронными журналами и дневниками. Пока региональная электронная система учёта успеваемости работает в школах на уровне эксперимента. Особо удачно, по мнению Драгунова, дела идут в Усвятской средней школе, Печорской гимназии, школе №4 Острова, школах Невеля, Куньи, Локни. Есть заведения, которые подключились к всероссийскому проекту dnevnik.ru . Родители довольны: они могут в любой момент посмотреть по интернету оценки ребёнка, пропуски, домашнее задание, задать вопрос учителю.
В 2014 году к дневникам в электронном виде обязаны будут перейти все школы.
- Для нас это очень удобно. Ребята учатся из разных районов области, прямого контакта с родителями практически нет. Редко кто приезжает в школу. Зато теперь каждый может следить за учебной жизнью своего ребёнка, - делится опытом директор Пушкиногорской санаторной школы-интерната Аркадий ВАСИЛЬЕВ.
Специалистов извне здесь не привлекали. Процесс был организован так, что учителям осваивать региональную базу данных помогал не только энтузиазм, желание развиваться самому, строже контролировать учеников, но и установленная доплата.
Еще одну «фишку» пытаются внедрять в некоторых школах областного центра - электронную проходную. Когда ученик проходит через турникет, его родителям приходит SMS, вошёл он в школу или вышел. Но за такой тотальный контроль бдительным мамам и папам приходится платить уже из своего кошелька. За отдельную плату также может приходить сообщение с оценками, домашним заданием и даже меню из столовой. Пока же ученик Дубишенской школы довольствуется на уроках плакатами из старого картона…
Стандарты образования едины вне зависимости от места расположения учебного заведения, кошельков родителей и желания учителей работать над собой. Почему же руководители одних школ стремятся идти в ногу со временем, а другие ждут указания сверху, дополнительного финансирования? А главное – как сделать так, чтобы в отчётах всех школ напротив обязательной графы «электронный дневник» не просто стоял бы плюсик, а дети и родители им действительно бы пользовались?