Карелы говорили: «лес поёт» или «лес отвечает». Каждое дерево имеет свою душу. Наиболее почитаемыми были для карелов ольха и берёза, можжевельник и сосна. У деревьев этих пород, росших возле дома, просили помощи и заступничества. Сосны, росшие на погостах, и вовсе считались каналами связи с ушедшими предками. Но и другие деревья не приходило в голову далёким предкам рубить просто так, без повода и нужды.
Лесной король
Варварское отношение могло разозлить лесного короля Тапио. Вообще, Тапио отличается, как рассказывается в многочисленных быличках, добрым нравом. В его стране Тапиоле, спрятанной в чистом и сухом лесу, живут лесные девы, любящие соблазнять охотников, лесные детки и другой народ. Однако нарушителей «лесного кодекса», сквернословящих, жадных, отправляющихся в его владения после заката, Тапио может забрать к себе и спрятать так, что только знахарь, заключивший договор с лесным хозяином, сможет найти потерявшегося.
Однако не все лесные жители были настроены так благожелательно к людям, как обладатель зелёных с золотом одежд и окладистой бороды Тапио. С другим лесным королем, Хийси, который живёт в мрачной тёмной чаще, договариваться практически бесполезно: он может украсть не только скотину, но и ребёнка. «Единственным поводом могло стать поведение матери, - рассказала специалист Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук Людмила Иванова. - Описывались случаи, когда малыша «забрали» прямо из бани, где нерадивая мать отругала чадо. Кроме того, женщина повела ребёнка в баню после заката, чего делать было нельзя, по поверьям». Вернуть малыша мог только знахарь. Девочек лесные хозяева крали для того, чтобы вырастить достойных подруг.
Ужасная свинья
Помимо лесного народа, похожего на человеческий, в чащах Карелии обитали и более зловещие существа. Например, во время от Рождества до крещенских праздников из леса могла выйти крещенская свинья. «Этого мифологического персонажа боялись. Несмотря на то что свинья, по некоторым поверьям, могла предсказать будущее, встреча с ней часто заканчивалась плохо, ведь свинья могла схватить человека и унести в лесное царство навсегда», - заметила знаток карельского фольклора.
Со временем древние верования забылись. Лес из чужого, таинственного мира, живущего по своим законам, превратился в место заготовки древесины и полезных ископаемых, отмечает forest-karelia.ru Однако, возможно, короли Тапио и Хийси всё ещё стоят на страже лесного покоя, стремясь сберечь своё добро.