Корреспондент «АиФ на Мурмане» встретилась с летчиком Антоном АНДРОНОВЫМ и узнала, в чём причина кадрового голода в воздушном полку и какие проблемы имеет Заполярная авиация на сегодняшний день.
Капризы погоды – помеха полётам
- Антон Михайлович, расскажите, какие бывают полеты? Что за опасности могут подстерегать в небе и как к ним подготовиться?
-Каждый полет для летчика это что-то новое, необычное – одинаковых полетов не бывает! Все разные по-своему, начиная от метеоусловий и заканчивая поведением техники в полете. Погода в нашем регионе скажем так, капризная… Например, вылетаешь - солнечно, а через час назад возвращаешься - облачно, видимость ниже минимума. Погода на полеты оказывает очень большое влияние, все главные опасности с ней связаны!
В авиации ошибок не должно быть ни в коем случае, поэтому к полетам готовимся тщательно. Каждое воздушное судно или вертолет на земле тщательно осматривает бригада технического персонала. Потом приходит бортмеханик чтобы принять воздушное судно. Если все в порядке, выполняется полет. Конечно, рассчитываем на то, что техника подвести не должна, но железо есть железо, гарантию не может дать никто. Экипажи всегда готовы к аварийным ситуациям в полете. На специальных тренажерах оттачиваем действия в аварийной обстановке: это доводится до автоматизма! Времени на раздумья в воздухе нет, каждая секунда на счету.
«Документ, написанный кровью»
- В последнее время самолеты стали чаще падать, какие проблемы есть в авиации сегодня?
- Как мне кажется, в случае с падениями самолетов есть преувеличение со стороны СМИ. Конечно, проблемы есть. В данный момент гражданская авиация переживает один из сложных периодов своего развития. Со времен советского союза она находится на переходном этапе. Дело в том, что еще пару лет назад мы работали по документам полетов 1985 года. Среди летчиков было такое выражение: «Документ написан кровью», и оно абсолютно справедливо. Нормативы постоянно изменяли, происходила какая-то катастрофа… Проводилось расследование, делался анализ случившегося и сразу вносились изменения. Это был очень хороший документ, который четко говорил пилоту о том, как он должен действовать в той или иной ситуации, как принимаются решения на вылет, уход на запасной аэродром. Сейчас все старые документы отменили, выпустили новые, те на которые опирается вся международная гражданская авиация. На мой взгляд, они еще «сыроваты». В связи с этим возникают сложности в работе. А между тем авиация - это такая отрасль, где каждый шаг четко должен быть регламентирован и расписан.
- Антон Михайлович, а происходит ли обновление техники?
- В гражданской авиации на данный момент нового ничего не изобретено, тем вертолетам, которые мы эксплуатируем буквально на прошлой неделе исполнилось 50 лет со дня изобретения. Но нужно учитывать, что они постоянно модернизируются, дорабатываются, выпускаются модели с новыми двигателями. Вертолеты этой марки настолько удачно изобретены, что и по сей день являются самым распространенным во всем мире. Человечество изобрело велосипед ,сделать что-то лучше которого невозможно. Так же и с МИ-8 получилось.
Небо – для фанатов
- Говорят, большинство летчиков выезжает из области. Молодых специалистов не хватает. Скажите, это правда?
- Действительно, есть такой момент. Безусловно, деятельность летного состава ограничена по возрасту. Максимальный срок, при котором допускаются полеты - 65 лет, но до этих пор люди редко летают, ведь уже начиная с 55 лет проводятся более углубленные медицинские комиссии, где полностью проверяют все системы организма. Когда я работал в предыдущей авиакомпании, там был, пожалуй, самый молодой летный состав, который я видел. К примеру, возраст командира - около сорока лет. Были единицы, которые старше, но они постепенно уходили. Конечно, это во многом связано с периодом в гражданской авиации по всей стране, когда в летных училищах был спад учащихся. Престижность профессии потерялась, естественно, из-за оплаты. Сейчас зарплаты стали лучше, чем было несколько лет назад.
К слову, очень много пришло военных. Увольняющиеся офицеры хотят летать, проходят переподготовку и продолжают свою деятельность уже в гражданской авиации.
- А как чаще всего приходят в эту профессию? По призванию или привлекает высокий заработок?
- По призванию, но и деньги играют значительную роль. Ведь зарплаты у нас не такие как на земле, но и нагрузка, соответственно, другая.
Хотя, небо - это для фанатов своего дела. Оно не отпускает. Со сто процентной уверенностью замечу, что мало кто из пилотов представляет себя на земле в гражданской профессии. Наверное, если перестанут платить зарплату, люди все равно будут работать. Преданность небу это колоссальный труд, в воздухе нужно уметь принимать грамотные решения, потому, что права на ошибку там быть не может, ведь за спиной находятся десятки жизней.