Корреспондент «АиФ на Мурмане» побеседовала с председателем велоклуба «НордБайк» Владимиром Марченко о том, насколько сильно затронула дорожная «беда» мурманских велосипедистов и сможет ли заполярный велоспорт приблизиться к европейскому классу.
Другой уровень
- Владимир, расскажите, с чего начиналась история велоклуба?
- Наш клуб существует 7 лет. Он образовался из небольшой группы энтузиастов, которые решили, что городу нужно сообщество, занимающееся подготовкой и проведением соревнований по велосипедному спорту, его популяризацией.
Сейчас наша деятельность довольно обширна, а в далёком 2005 году мы проводили лишь по 1-2 мероприятия в год. Среди последних - велоориентирование, проходившее в начале июня, и соревнование по суперспринту в рамках регионального спортивного фестиваля «Мурманская миля».
- Можете оценить, на каком уровне развит велосипедный спорт в нашем регионе?
- Если проследить, как изменилась ситуация в велосипедном спорте за последние семь лет, можно смело говорить о том, что велоспорт развивается большими темпами. На сегодняшний день программа спортивных состязаний по этому виду спорта довольно разнообразна: шоссейные старты, старты по пересечённой местности, фотоконкурсы, мероприятия физкультурного характера, спортивно-развлекательные мероприятия, показательные выступления.
- Скажите, а сильно ли различается уровень развития велоспорта у нас и в Европе?
- В Европе существует обширная сеть велодорожек, в том числе и за городом. При этом во многих населённых пунктах это не просто участок автодороги, ограниченный дорожной разметкой, а полноценные трассы, расположенные в небольшом отдалении от основных магистралей. Хочется отметить, что и культура российских и европейских велосипедистов сильно различается. К примеру, в Финляндии припаркованный у супермаркета велосипед может стоять годами, но у нас это, к сожалению, невозможно.
- А как вы думаете, различия так и останутся различиями, или мы уже приближаемся к европейскому уровню?
- Нам будет довольно тяжело догонять Европу в развитии велодвижения. Во Франции, например, развитие велоструктуры является одним из пунктов государственной программы. У нас ничего подобного нет, и развитием велоспорта вынуждены заниматься сами спортсмены.
Мнимое противостояние
- Мурманские автомобилисты часто жалуются на состояние дорог. А что думают по этому поводу велосипедисты?
- Дороги - одна из бед России, это сложилось исторически. Не секрет, что количество как автомобилей, так и велосипедов растёт из года в год. Между тем улицы шире не становятся, и всем приходится тесниться на старом дорожном полотне. Тем более, ПДД диктуют, что велосипед - транспортное средство, которое должно двигаться по дорогам и нигде больше. Так как велодорожек в Мурманске и области нет, и автомобилистам, и велосипедистам приходится сосуществовать на одном пространстве. Но радует то, что за последние семь лет культура вождения у заполярных автомобилистов сильно возросла.
- Получается, раньше между автомобилистами и велосипедистами Мурманска было противостояние?
- Мне кажется, что это явление надуманно. Я считаю, что никакого противостояния у автомобилистов и велосипедистов нет. Наоборот, сейчас идёт сближение этих видов деятельности. К нам пришла европейская практика, когда автолюбитель является ещё и велосипедистом, и она стремительными темпами набирает обороты.
- А вы сами автомобилист?
- Управлять автомобилем я умею, но на данный момент у меня нет машины. Я надеюсь, что скоро стану полноправным обладателем двойного статуса автомобилиста-велосипедиста.
- На ваш взгляд, чему стоит отдать предпочтение: поездкам на автомобиле или всё же на велосипеде?
- Нет смысла выбирать что-то одно. Это просто разные вещи. В преимуществах автомобиля - быстрое перемещение, высокий комфорт. Велосипед предоставляет совершенно другие возможности. Прежде всего, это средство получения удовольствия, постижения новых рубежей. Поэтому каждый волен выбирать то, что нужно именно ему.
- Считаете ли вы, что у велосипедистов как у отдельного сообщества должна быть собственная этика?
- Я считаю, что да. Ситуации, когда люди с общими увлечениями в случае необходимости приходят на помощь друг другу, должны быть в порядке вещей. В нашем деле это особенно важно. Самый простой пример: если в пути велосипедист видит своего товарища, который попал в ДТП, он обязательно остановится и спросит, не нужна ли помощь. Без взаимовыручки велосипедистам не обойтись.
- На ваш взгляд, велосипедный спорт - благодарный спорт?
- Двоякий вопрос. В первую очередь потому, что велосипед, экипировку спортсмены вынуждены приобретать за свой счёт. Но, с другой стороны, велосипедисты воспринимают своё дело как хобби, увлечение. А то, что нравится, не может быть неинтересным.