Кто кому «дед»?
По словам старшего помощника военного прокурора Псковского гарнизона майора юстиции Игнатия Перепелицына, «ситуация на редкость банальная и как нельзя точно подходит к описанию отношений, которые обычно называют «неуставными».
- Военнослужащие по призыву В., С. и другие (фамилии не указываются в рамках интересов предварительного следствия) в состоянии алкогольного опьянения вломились в одну из комнат солдатского кубрика, - продолжает наш собеседник, - подняли с кроватей недавно призванных ребят и заставили их отжиматься. Кто не чётко, по мнению пьяных, выполнял их приказы, были избиты. После этого молодые солдаты покинули расположение части. Немедленно были предприняты меры по их розыску. Впрочем, не прошло и двух суток, как они сами дали о себе знать, позвонив в полк из областного Комитета солдатских матерей.
Впереди разбирательство случившегося, и суд, который, по мнению майора Перепелицына, имеет вполне конкретную перспективу: «особо отличившимся» воинам грозит до 5 лет лишения свободы или до 2 лет пребывания в дисциплинарном батальоне (ст. 335 ч. 2 п. «б, в» УК РФ).
Между тем военный прокурор области полковник Василий Заплатин убеждён, что повода для самоуспокоения нет.
- В последнее время положение с «дедовщиной» в армии заметно улучшилось: снизилась преступность указанной направленности. Этому способствовало и снижение срока службы. Но посмотрите: раньше т.н. «дедом» считался тот, кому осталось служить полгода. Теперь разница бывает в пределах трёх месяцев, но у некоторых остаётся желание доказать свою исключительность среди равных.
Брат ты мне или?..
Теперь в военной прокуратуре взяли за правило периодически проводить проверки методом «прокурорского десанта» в воинских частях гарнизона. По словам майора Перепелицына, они включают в себя тщательное ознакомление с медицинскими и служебными документами (в том числе и с книгами регистраций обращений в медицинскую службу), а также осмотр самих солдат. Результаты уже есть:
- Во время одной из недавних проверок мы выявили военнослужащего, у которого (по документам) оказалась сломана нога. Из его объяснений следовало, что он упал, но расследование показало: имели место неуставные отношения. Виновный в избиении установлен, возбуждено уголовное дело. Но зачастую пострадавшие из-за неправильно понимаемого чувства армейского братства пытаются выгородить своих обидчиков, что только усугубляет «болезнь», загоняет её внутрь. При этом нарушается главный принцип правосудия о неотвратимости наказания.
Мы также попросили председателя псковского Комитета солдатских матерей Валентину Афанасьеву прокомментировать ситуацию:
- Да, ребята были у нас. Инциденту с избиением должна быть дана правовая оценка! Это уже прерогатива военных юристов, которые, надо отдать им должное, сразу же дали ход делу. С военной прокуратурой Псковского гарнизона нас сейчас связывают достаточно тесные отношения. Её реакцию на этот случай можно считать ещё одним подтверждением изменений в армии в лучшую сторону.