В издевательствах над сослуживцами обвинялись рядовые М. Бейноев, А. Хучбаров, Р. Миржоев и А. Шадиев, все - уроженцы Ингушской республики.
Все преступления, ими совершённые, были зафиксированы на территории в/ч 29760, расположенной в Стругокрасненском районе.
Понял - за что?
Если же говорить о характере содеянного, то следователи квалифицировали их как «неуставные отношения». Что это такое в понимании военной юстиции? Как показал на одном из процессов командир отделения И. Гринчук, рядовые Хучбаров, Миржоев и Шадиев, вооружённые железными прутами, заставляли своих сослуживцев приседать на корточки, потом садились им на плечи и по очереди фотографировались. При этом они держали в руках флаг Ингушской республики. Этот случай произошёл 27 января 2011 года в казарме, где проживали водители части. А до этого Хучбаров избил рядового Льва Михайлова за то, что последний окликнул Ахмет-хана не по имени (из показаний свидетеля М. Чупрякова). Кроме этого имело место и банальное вымогательство, когда рядовой Миржоев отобрал у своего сослуживца С. Чугунова 100 рублей, только что снятых им с карточки. Или ещё довольно любопытный случай, когда всё тот же Хучбаров избил рядового Андрея Чернобая за то, что тот не встал по стойке «смирно», когда в кубрик вошёл Ахмет-хан Иссаевич. После «экзекуции» последний спросил у потерпевшего: понял - за что? Ответ был, понятно, положительный. Был также случай, когда Хучбаров, скажем толерантно, на почве «неприязненных отношений» прижёг сигаретой другого водителя, рядового Кима. Немало подобных «подвигов» и на счету в рядового Бейноева: начиная от избиения сослуживцев и кончая тем же самым вымогательством.
«Губа» помогала…
Комментируя подобные проявления, генерал Юрий Соседов, в недавнем прошлом командир 76-й десантно-штурмовой дивизии, а нынче член Общественной палаты Псковской области, заявил, что «в советское время если подобного рода конфликты и возникали, то достаточно действенным способом их «лечения» была гарнизонная гауптвахта».
- На моей памяти были случаи, когда вот такие «герои» месяцами оттуда не вылезали, что в конце концов давало положительный результат. При этом решения принимались непосредственно командирами - сейчас для того, чтобы отправить проштрафившегося солдата на «губу», нужно дожидаться решения суда, что только снижает воспитательный эффект. И как следствие - снижает в целом воинскую дисциплину. Нужно также отдать должное и представителям так называемых «малых народностей», которые в отличие от чисто русских более сплочённые и умеют постоять за себя. Но мне кажется, что должную принципиальность в таких вопросах должен проявлять и суд и, вынося решения, руководствоваться принципом «как положено», а не принципом «как надо», чтобы другим было неповадно превращать воинскую часть в арену для выяснения отношений и сведения счётов.
И последнее. Военный суд Псковского гарнизона вынес следующие решения: рядовой А. Хучбаров был приговорён к 1,5 годам дисциплинарного батальона, М. Бейноев получил год, Р. Миржоев - 1 год (условно) и А. Шадиев - полгода (тоже условно). По словам обвинителя на процессе Игнатия Перепелицына, в настоящее время рассматривается возможность опротестовать приговор в связи с его неоправданной мягкостью.