А на любую пропаганду у россиян возникает известная реакция: как минимум - недоверие, как максимум - отрицание.
Кто же такой волонтёр - яркий медийный персонаж? «Агент западного влияния» (есть и такое мнение)? Или бескорыстный помощник, труженик, остающийся в тени своих добрых дел?
Сегодня мы беседуем с человеком, подпадающим под последнюю характеристику. Заместитель директора Псковского филиала Российской международной академии туризма Любовь Масленникова может назвать не одно место, где «оставлен кусочек души»: Талабские острова, Покровская башня, Пушкинский музей-заповедник, Рдейский монастырь… Чтобы поговорить с Любовью Владимировной, мы поехали в Спасо-Елеазаровский монастырь: наша собеседница отправилась туда на один день, чтобы помочь обители - привести в порядок клумбы, подмести дорожки. Интервью её планов отменить не могло.
Почти тимуровцы
- Любовь Владимировна, с чего может начаться путь добровольного помощника? У вас, например, как всё сложилось?
- Наверное, ещё со школьных времён. Мне очень нравилась работа в тимуровском движении. Главное, чему нас учили тогда, - никогда не просить ничего взамен за то, что мы делали. Волонтёрство, как мы его понимаем сейчас, пожалуй, началось с 2002 года на острове Белов, историческое название которого - остров Верхний. Наши усилия были направлены на возрождение храма в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Там мы познакомились с отцом Сергием. И теперь каждый год весной наводим порядок на острове перед туристическим сезоном. В этом году, например, было 54 человека. Остров, к слову, «в долгу» не остался: каждый из ребят, когда-то помогавший там, может в любое время остановиться на постоялом дворе при храме.
- Как можно заставить человека работать бесплатно?
- Никак. Мы никого не заставляем. Всё дело в мотивации. Я нисколько не против материального мира, он должен быть. Но самое главное, на мой взгляд - найти золотую середину. Если для человека деньги становятся на первое место - что станет с его душой? Первокурсникам мы показываем материалы из наших волонтёрских поездок на Белов, в Изборск, Пушкинские горы, Рдейский монастырь (Новгородская область), в международные лагеря.
Рассказываем про Покровскую башню, проводим экскурсии. У нас есть сложившийся коллектив «заядлых» волонтёров, они умеют увлечь и повести за собой. Если кто-то отказывается, никто не будет принуждать. Но в нашем коллективе сложилось понимание того, что помогать безвомездно - это здорово. У нас есть своя система добровольчества, свои ступени. Например, в Рдею или на Белов берут далеко не всех. Так что в этом случае у нас существует конкурс: человек должен доказать, чем он будет полезен в той или иной экспедиции.
Мусорящих всегда больше
- Бытует мнение, что волонтёр - это бесплатная рабочая сила. Например, городские власти силами волонтёров как-то хотели убрать весь район Подвишенья…
- Дело, которым занимается волонтёр, должно ему нравиться. Я, например, не пойду разбирать складские помещения, поскольку мне это неинтересно. Волонтёру в своей работе важно уметь немного предвидеть будущее, чтобы понять, для чего он занимается тем или иным делом. Когда мы приехали на Белов, мы увидели его будущее. Когда начали убирать территорию Покровской башни - тоже.
- А когда начинали - руки не опускались?
- Да, сейчас Покровка нам улыбается. Но начинать было непросто. Мы столкнулись с невероятным количеством мусора, это место было практически общественным туалетом… Ведь людей мусорящих гораздо больше, чем тех, кто убирает. Но с каждым годом результаты становились всё более ощутимыми. Покровская башня теперь - это «наше» место. Одна из моих выпускниц, ставшая экскурсоводом, как-то рассказывала, что во время дождя укрылась под стенами башни, и Покровка её словно обняла, признала.
Проверка для чиновника
- Правда ли то, что волонтёры и на настоящей работе лучше трудятся?
- Любовь к труду в человеке вообще необходимо культивировать. Если человек, бесплатно работая, выкладывается на «все сто», то желание сделать хорошо свою работу (любую!), удовлетворение от этого останется с ним на всю жизнь.
У нас, конечно, добровольческие традиции не так развиты, как в Европе или в Америке. Например, моя приятельница из США рассказывала: для того, чтобы стать государственным чиновником, нужно иметь обязательный опыт волонтёрской деятельности. Там это необходимая форма проверки людей.
- Вы одно время были президентом «Клуба деловых женщин». «Бизнесвумен» и волонтёрство - довольно неожиданное сочетание.
- Это были ещё времена перестройки. И Клуб появился для того, чтобы помочь нам выжить. Мы не оставались со своими проблемами один на один. Тогда родилось множество замечательных проектов. Например, проект, помогающий матерям, чьи дети погибли в Афганистане, «Цветы за решёткой» - для женщин, находящихся в заключении. Автор этого проекта Зинаида Варюшина впоследствии стала почётным гражданином Пскова. Клуб перестал существовать, когда все мы «выросли», стали самодостаточными. Но связь поддерживаем до сих пор.
- Что даёт вашим выпускникам опыт волонтёрства?
- Этот опыт уникальный, его не купишь ни за какие деньги. Он воспитывает способность к стратегическому мышлению, способность к самоорганизации, умение работать в команде - причём на равных. Наши ребята, работавшие на тех или иных экскурсионных участках, начинают лучше «чувствовать» это место, их экскурсии получаются более проникновенными. Ведь они вкладывают, оставляют в этих местах частичку души. Они отдают. А отдавать у нас сейчас нигде не учат…