Итог этой поездки можно выразить в штуках: всего было собрано 11 мешков мусора. Что оказалось далеко не пределом, потому что под сенью реликтовой еловой рощи, к сожалению, так и осталась огромная несанкционированная свалка - просто мешков не хватило. Прямо как в сказке: бери, сколько сможешь унести. При этом следует отметить, что «экологическая проблема» на острове худо-бедно решается, потому что периодически на Белов приходит катер, который вывозит всю эту «красоту». Кроме того, для сознательных туристов везде расставлены большие баки, куда можно выбросить мусор. Не все, правда, попадают. Понятно, что местные жители на шумные компании посматривают с подозрением. Кострища, горы пивного пластика и шум пьяных компаний уродуют необыкновенную красоту этого уникального места. Заместитель директора по воспитательной работе псковского филиала Российской международной академии туризма Любовь Масленникова так комментирует эту ситуацию:
- Для туристической инфраструктуры есть такое понятие, как «антропогенная нагрузка»: сколько людей та или иная достопримечательность может принять одновременно. Так вот, на Белове она не должна превышать 12 человек в день. К тому же здесь невероятно тонкая энергетика.
До которой, впрочем, местным жителям дела нет, как нет и работы. А из всех культурных развлечений - только церковь. Алексей Тимохин, рыбак с почти 30-летний стажем, всю жизнь прожил на острове. Помнит он времена, когда здешний колхоз числился миллионером, а на острове работал филиал фабрики «Славянка». В начале 90-х прошлого века всё это кануло в Лету, и сейчас остров мало что может предложить с точки зрения рынка труда. Единственный способ существования - рыба, которую талабские рыбаки ловят в огромных количествах, сдавая потом перекупщиками. В этой связи многим здесь запомнился приезд губернатора в октябре прошлого года и его предложение испытать себя на ниве частного предпринимательства. Глава Залитской волости Александр Полетаев считает, что из почти 200 человек, проживающих на островах, 80 ещё могут и хотят работать. Но решение проблемы занятости он видит в создании предприятия по переработке рыбы.
- Талабские рыбаки не хотят связываться с большим бизнесом - налоги задушат. В этой связи лучше просто предоставить жителям островов специальный статус, который бы позволил им спокойно заниматься любимым делом, не считаясь браконьерами, - добавляет Александр Григорьевич.