Постановлением Правительства Мурманской области от 29 июня этого года определён план действий по модернизации общего образования, направленный на реализацию национальной инициативы «Наша новая школа». И надо отметить, новое приходит не безболезненно, разрушая старое.
В результате оптимизационных мероприятий, проводимых муниципальными органами, на 21 общеобразовательное учреждение в Мурманской области стало меньше. А что делать, если число учащихся сокращается, а площади классов остаются такими же?
В областном правительстве, конечно, понимают, что такие меры не бывают популярными по определению. Но только тот руководитель, по словам министра образования и науки Мурманской области Василия КОСТЮКЕВИЧА, кто последовательно и порой жёстко ведёт свою линию.
С оптимизацией в регионе справились ЗАТО Александровск, Кольский район, Мурманск, Кировск. По указанию губернатора Дмитрия Дмитриенко часть средств, сэкономленных в результате оптимизации сети, пойдёт в школы лучших муниципалитетов. 20 образовательных учреждений получат самое современное оборудование более чем на 11 млн руб. (это мобильные компьютерные классы, предметные цифровые кабинеты).
В Ковдорском, Печенгском районах и некоторых других муниципалитетах оптимизация по сути оказалась приостановленной.
Что ждёт учителей?
Для движения вперёд системе образования необходимы некоторые точки роста. В регионах они называются по-разному: где-то - образовательные округа, где-то - базовые школы. У нас это ресурсные центры. В 13 городах и посёлках области на сегодня уже работают 26 таких ресурсных центров.
- На октябрьской коллегии 2009 года были приняты чёткие критерии, по которым образовательное учреждение может называться ресурсным центром. Напомню о двух ключевых: наличие соответствующих кадров и показатели качества образования, продемонстрированные выпускниками, - говорит Василий Костюкевич. - Конечно, определяющая роль в процессе модернизации принадлежит учителю. Это понимают на всех уровнях - неслучайно 2010 год назван Годом учителя. Реализация регионального плана модернизации общего образования направлена на повышение авторитета учителя, укрепление его социального статуса и улучшение материального положения.
Правда, на этом пути неизбежно сокращение учительских ставок. Только в этом году на местах в результате реорганизации школ и пересмотра штатных расписаний высвобождено около 800 ставок.
Стимулом к улучшению качества работы педагога призвано стать введение новой системы оплаты труда (НСОТ). С 2009 года во всех образовательных учреждениях Мурманской области она уже введена. И теперь зависит от наполняемости классов и проводимых мероприятий по оптимизации.
Электронная аттестация
Качество образования, безусловно, неразрывно связано с повышением квалификации преподавателей. Поэтому с января 2011 года начнётся внедрение новой модели аттестации педагогических кадров. Планируется создание информационной системы для оказания государственной услуги по аттестации в электронном виде. Судя по разговорам в школьных коллективах, учителей тревожат многие вопросы, связанные с переходом к новой модели аттестации.
Однако, несмотря на это, в области всё ещё стоит проблема обеспеченности педагогическими кадрами. В июле 2010 года федеральное Министерство образования и науки запустило новый проект по поддержке молодых специалистов. На сайте министерства утверждён список 1000 вакансий по стране, на которые будут приняты выпускники 2009-2010 гг. И им полагается господдержка в размере 500 тыс. руб. В этом списке - 10 вакансий в образовательных учреждениях Мурманской области: шесть - в Кандалакше, три - в Печенгском, один - в Кольском районах. Но по вакансиям поступило всего 4 заявки. А это значит, что молодёжь не так-то просто заманить в учителя.
Кстати:
Наполняемость в городских классах школ Мурманской области - 22,9 учащихся, в сельских классах - 12,9.