О том, чем жило и живёт сегодня поморское село, как возрождается духовная жизнь Терского берега, почему всё больше паломников едут в Варзугу, наша беседа.
Терское благочиние
- Можно сказать, вы главный священнослужитель в Терском районе - районе, который имеет наиболее древнюю историю и глубокие православные традиции?
- Вся епархия разделена на шесть благочиний. Одно из них - благочиние Терское. Духовное окормление простирается на 500 км берега. Благочиние протяжённое. Храмов, восстановленных и нуждающихся в восстановлении, очень много.
Но при этом служит здесь всего два священника: я и Роман Авдовит из Умбы. Многие деревни разорённые, малочисленные, вера слаба. XX в. серьёзно повредил духовность на Терском берегу, как и по всей стране.
- Знаю, что первоначально, когда вы приехали сюда, приходилось чуть ли не одному вести службы в храме?
- До меня в Варзуге сменилось четыре священника, после чего все они, показав себя с худшей стороны, перестали быть священниками. Варзуга поедала их. Когда владыка Симон сказал, что отправляет меня в Варзугу, я не ожидал этого. Страшно, когда сюда отправляли четырёх человек, и они переставали быть священниками.
Для местных жителей это, конечно, не прошло бесследно. Вначале на меня смотрели: де, приехал ещё один, посмотрим, чем он закончит. Понадобилось время, чтобы уврачевать то разорение, которое было в душах.
Было тяжело. Жить негде, дом не достроен. Наступила зима - нет ни воды, ни дров, печку пришлось переделывать несколько раз. Не всегда был свет. В храме холодно. Надо готовиться к причащению. Хлеб превращается в камень, его не разрезать, вино льдом покрывается. Прикоснуться к металлическим предметам невозможно.
Через всё это надо было пройти. Потом Господь послал помощников. Постепенно ситуация стала меняться, изменилось отношение людей. Стали относиться не как к очередному заезжему клоуну, а как к человеку, который посвятил свою жизнь служению Господу, связал свою жизнь с этим селом. Мне ничего не нужно, я монах, всё, что имею, - отдаю на восстановление церквей. Люди увидели, как меняется село. Появляется плод. В Евангелии сказал Господь: «По плодам узнаете, кто они».
Душа села
- О каких плодах можно говорить?
- Восстанавливаются храмы - восстанавливается жизнь в деревнях. Варзуга, можно сказать, живёт энергично. Люди оптимистично смотрят в будущее. То, что здесь регулярно совершается Божественная литургия, меняет духовную атмосферу в селе, вокруг села.
У нас установлена традиция колокольного звона. В 2002 г. появились колокола на колокольне. Звоним в колокола не только перед службой, как всегда бывает, но и день начинаем с колокольного звона. И вечер заканчиваем вечерним звоном. Это благотворно влияет на оздоровление духовной атмосферы.
В 40 км от Варзуги есть село Кашкаранцы. Там храм, который привлекает внимание праздничным видом, золотыми куполами. Это было разваленное здание клуба, которое в 1932 г. отняли у церкви. Всё село пребывало в покосившемся, печальном состоянии. И когда восстанавливали храм, возникал вопрос: зачем это надо. Появившийся храм начинает менять обстановку вокруг себя. Бабушки, с которыми общаюсь, говорят: «Раньше выглянешь в окошко - и смотреть не хочется. А сейчас выглянешь - и радость в душе. Хочется пойти и что-то поделать». И люди в Кашкаранцах стали приводить в порядок дома, стремятся показать, что мы живём, любим свою землю, а не вымираем.
- Вы как-то сказали, что церковь - это душа села.
- Безусловно. В традициях Поморья было богатеть церквями. Дома поморов традиционно были весьма скромны, никакой внешней вычурности. Но внутреннее убранство церквей было очень богатым. Это выражение горнего мира, красоты Царствия Небесного, к которому стремится душа каждого христианина. И вот, чтобы в какой-то мере прикоснуться к этому, и создавалось богатство церквей. Это также исцеляло душу и давало силы преодолевать суровые обстоятельства жизни.
Возвращение к вере
- Местные жители, потомки поморов в большей степени, чем горожане, сохранили веру предков?
- Село больше пострадало от безбожного XX в., город быстрее возвращается. Село - это общинная жизнь. Здесь все живут единым организмом. Не разрушив общину, невозможно было разрушить традиции, веру. В советское время искоренили всё. И теперь общинная жизнь стоит поперёк возвращения в храм. Верующих тут раз-два и обчёлся. И не потому, что они хуже городских. Но здесь важно, что скажут люди.
Мне говорят: у вас тут, наверное, бабушки в основном ходят в храм. Нет, они выросли при советской власти, им прийти теперь гораздо труднее. Бабушки, которые в городе сохранили веру, - их почти нет в селе.
Последнее десятилетие было десятилетием трудов по собиранию разрушенного. А теперь настаёт момент, когда должны наступить перемены более ощутимые в смысле прихода людей в храм. Настороженное отношение, недоверие - уже пройденный путь. Сейчас наступает нечто новое. Такое у меня чувство.
- Число паломников растёт?
- Паломников всё больше. Раньше церковь в Варзуге стояла закрытой. Отслужили и ушли. Теперь такого нет, постоянно должен быть человек, чтобы был открыт храм. Поток паломников постоянный. Москва, Питер, города Мурманской области. Чувствуется тяга к Русскому Северу: тут есть какая-то несуетливая основательность, исконность.
Многие сегодня знают, что такое Варзуга. Трифонов Печенгский монастырь и Варзуга, крайний Запад и крайний Восток. Две точки, и они составляют духовную ось Кольского Севера. Это древние места, откуда началась вера.
Наша справка:
Игумен Митрофан (Баданин) - кандидат богословия, настоятель Успенского прихода села Варзуга, благочинный Терского благочиния, председатель комиссии по канонизации святых Мурманской епархии, автор множества произведений по истории и богословию.