Вся «контрабандистская» коллекция (туда вошли картины, а также собрание редких книг XVIII века) была передана на экспертизу в Псковский музей-заповедник.
Одновременно великолукская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело, где главными фигурантами стали граждане сопредельной республики, которые и были задержаны на границе при попытке вывезти «товар». В частности, полотно художника-передвижника Александра Беггрова «Невский проспект». И сейчас это громкое дело приняло довольно неожиданный оборот.
Напомним некоторые детали задержания. Всё произошло 1 апреля 2009 года на международном пункте пропуска «Бурачки» (Себежский район), где во время пограничного контроля автомашины volvo, за рулем которой находился гражданин Латвии, некий Андрес Сегалс, при досмотре багажного отделения были изъяты две картонные коробки с часами, а также… 28 томов антикварных книг и две картины. Всё это, в подлинном смысле, богатство не было законным образом задекларировано, поэтому груз был задержан до выяснения всех обстоятельств.
Специалисты Псковского музея-заповедника установили ценность содержимого багажника, которое в совокупности составило почти 10 млн рублей. А расследование шло своим чередом. В частности, выяснилось, что граждане Андрис Сигалс и Александрс Жнякинс на самом деле имели намерение незаконно переправить указанные вещи через таможенную границу РФ. Они специально готовились и, выжидая подходящего случая, хранили антиквариат в специальном тайнике. Эти и другие подробности стали известны следователям в ходе изучения обстоятельств задержания.
Между тем, по словам Алексея Фёдорова, следователя следственного отдела Управления ФСБ РФ по Псковской области, в настоящее время дело…закрыто. По одной, но веской причине: сразу после изъятия ценностей подозреваемые вернулись (уже без «товара») в Латвию.
- Так как между нашими государствами нет соглашения об экстрадиции, в связи с невозможностью реального участия их в уголовном деле мы вынуждены поставить точку, – комментирует ситуацию наш собеседник.
Возникает вопрос: как быть с историческими и художественными ценностями, которые являются сейчас уликами?
- По закону они будут храниться 10 лет, пока согласно процессуальным правилам дело не будет передано в архив, и тогда (вполне возможно) их смогут передать в наш музей-заповедник, - пояснил А. Фёдоров.
Перспектива не слишком оптимистическая, потому что тут же возникает ещё один вопрос: будут ли соответствующими условия хранения этих раритетов на складе «вещдоков», не будут ли они испорчены? Но есть и позитивный момент: всё-таки картины и книги остались на территории России, не уплыли на какой-нибудь художественный аукцион, а значит у нас есть шанс их ещё увидеть в выставочном зале Фан-дер-Флита.