Примерное время чтения: 5 минут
97

Война без купюр

Автор лично приехал в Псков, чтобы встретиться со своими старыми боевыми друзьями, и рассказать людям о своей работе «репортерского пехотинца».

За выставкой стоят многие годы боевых командировок. Владимир Сварцевич прошел войны и гражданские конфликты в Афганистане, на Ближнем Востоке, в Африке, Осетии, Азербайджане, Абхазии, Боснии и Герцеговине, Сербии, Кавказе.

В экспозицию вошли фотографии о военных конфликтах на Северном Кавказе, начиная 1994 года. Здесь нашли отражение первая и вторая Чеченские кампании, трагедии в Беслане и Будёновске, вооруженное противостояние Грузии и Южной Осетии.

В те времена никто не мог и подумать, что правда о необъявленной войне, какой ее видел Владимир Сварцевич, может выйти наружу, и станет доступной широкой публике. И вот спустя годы автор по просьбе своих же коллег решился обнародовать шокирующие фотографии, где отображены погибшие мирные жители, обезображенные тела российских военнослужащих, трупы чеченких боевиков и бандитов-наемников. Все это вызывает настоящий шок, но это - правда войны глазами автора и его скорбь.

Основой выставки стали фотоматериалы, которые не вошли в кадры газетной военной хроники. Для всех она стала откровением. Об этом можно судить с большой долей вероятности, поскольку выставка уже прошла в Краснодаре, Ставрополе, Ростове, Саратове, Волгограде. И вот теперь добралась до Пскова.

«Мои работы входили в различные книги, альбомы, сборники и т.д., но вот такая целиковая авторская выставка под нажимом коллег, была сделана впервые, - сказал в разговоре с корреспондентом «АиФ Северо-Запад» Владимир Сварцевич. - Я этой выставкой ничего не хочу сказать. Здесь нет никакой подоплеки, нет никакой подтасовки, нет никаких обвинений, есть констатация фактов, что это действительно было на самом деле. Это мой авторский взгляд, а выводы уже делать людям».

По этическим соображениям, не всё и сегодня можно выносить на публичное обозрение. Не все смогут перенести ту последнюю застывшую боль и кровь тех, кто не вернулся с необъявленной войны. Тех, кому бандиты отрезали головы, выкалывали глаза, тех российских солдат, кто не сдался на милость врагу, а отстоял независимость своей Родины с оружием в руках, тех, кто не посрамил честь отцов и дедов, сложивших свои головы на войне против фашизма.

Слезы накатываются на глаза, когда смотришь на зверства наемников, бандитов, поменявших человеческую жизнь на деньги. Арабы, эстонские «белые колготки», африканцы, кто только не помогал «перекрасить» Россию в «зеленый цвет» ислама. И те, и другие нашли свою смерть на нашей земле благодаря обыкновенным русским парням, остановившим наступление «зеленой чумы».

Для многих фотовыставка уже стала шоковым откровением. «Обычная работа репортерского пехотинца, - как сам отзывается о своей выставке Владимир Сварцевич, - просто жил, воевал. Я многим обязан 76-ой дивизии ВДВ, 234 полку, о котором у меня сделано много фотографий. Делал материалы о подвиге 6-й роты 104 полка. У меня там много друзей. Приходилось «работать» со спецподразделениями, где ситуация щекотливая и достаточно жесткая, но если честно, открытого противостояния не было».

«Все сделано благодаря моим друзьям, товарищам, которые мне бесконечно доверяли, - говорит автор. - Я же не первый год с ними работал. Конечно, есть на войне всякие правила, инструкции, директивы, но приходилось убеждать. Я, пожалуй, единственный из российских журналистов, которым пришлось работать и в МВД, и ФСБ, и Минобороны, и ГРУ, поэтому я очень дорожу доверием друзей. По натуре, я волк-одиночка. Несмотря на то, что у меня много знакомых, я приходил в роту, батальон, полк, там жил и воевал».

«Мне самому сейчас уже не страшно, - размышляет о прошлом Владимир Сварцевич. – За все 100 боевых командировок в горячие точки по всему миру я уже перебоялся. Страшна, конечно, сама ситуация, ведь каждый сюжет, каждая фотография – это конкретная история. Ну а кто на войне ничего не боится, тот просто дурак. Инстинкт самосохранения проявляется в любой ситуации, поэтому бывало страшно. Конечно, сказывается на психологическом состоянии, ведь я живой человек, все это пропускал через себя».

Практически всех, кто уже увидел выставку, поражало то, что она запредельно откровенная. «Люди не привыкли видеть такое, и когда я говорил, что все это снято в ближнем бою, без всякой подтасовки, удивлялись тому, как эти снимки можно показывать, не было ли запрета. Практически на все 100% не было ни одного факта, когда снимок не был опубликован или не был выставлен без моего желания», - заверил автор.

После первой Чеченской войны (до начала второй Чеченской кампании) журналисту посчастливилось пройти для себя своего рода психологическую и творческую реабилитацию. «Люблю русский Север - Вологду, Вятку, Архангельск. Здесь я находил упоение, работая над историями о простых людях. Был на Валааме, Соловецких островах, в Кижах, делал материалы о простых людях, о природе, - делится воспоминаниями Владимир Сварцевич. - Это была моя такая реабилитация на протяжении двух-трех лет. Помогло».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах