Примерное время чтения: 4 минуты
48

Как прекратить кровную месть на Кавказе?

Вспомним только Сулима Ямадаева, бывшего командира батальона «Восток», который якобы пытался объявить президенту Чечни кровную месть по телефону. Или инициативу президента Ингушетии Юнус-Бек Евкурова, который пригласил старейшин враждующих фамилий и предложил им помириться.

«Мы теперь враги»

Хизри Ч. из Чечни эту историю услышал от своего деда: «Когда дядя моего деда в ссоре убил соседа, семья убитого после похорон прислала к нам старейшин своего рода. Мы знали, что они придут, но ничего ужаснее этого стука в калитку и слов одного из визитёров мой дед до сих пор не помнит: «Берегитесь, мы теперь ваши враги». Самый старший в нашей семье лишь сказал, что никто, кроме одного, не виноват, и просил, кроме убийцы, никого не преследовать. Убийца ушёл из дома, и больше его никто никогда не видел. Соседи были люди благородные и действительно не тронули никого. Но мы уже 70 лет считаемся кровниками».

Сын Тухана Э. из Чечни погиб от рук своего друга. «Как бы мне ни было больно от потери сына, я не спешил объявлять кровную месть, - говорит Тухан. - И сделал это, когда понял, что убийца моего ребёнка не сожалел о том, что лишил его жизни. После объявления кровной мести прошёл год, прежде чем мой младший сын отомстил за смерть своего брата».

В этих кровных спорах нет места законам официальным. Даже в советское время ни суд, ни тюрьма не спасали убийцу от преследования. Если виновника найти не удаётся, то мстят его родственникам. Если мужчин не осталось, право на месть переходит к женщине, ближайшей родственнице - жене, сестре, дочери.

И Бог простит

Кровопролитие можно прекратить, если убийца раскаивается и нашлись опытные переговорщики. Маулдин Салгереев, член совета старейшин - примирителей кровников, рассказывает: «Сам акт примирения выглядит так: в назначенный день родственники с виновной стороны в трауре идут в дом родственников убитого. Виновник, отпустивший бороду в знак скорби и сожаления о содеянном, прячется под плащом. Встреча сторон начинается с чтения молитв. Если извинения приняты и кровник прощён, то ближайший родственник убитого должен обрить лицо и голову виновника. Это символ прощения для него. Ведь мир лучше, чем война. Если люди будут прощать друг друга, то и Бог их простит. После прощения на виновнике лежит обязанность помогать в дальнейшем семье убитого».

Вплоть до середины XIX  в. обычай примирения был жёстче и унизительнее. Все мужчины рода со стороны убийцы, включая старейшин, должны были встать на колени и ползти к дому убитого.

В Чечне и Ингушетии сотни семей живут в состоянии кровной мести. В Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии случаи мести единичны, но бывают. А, например, в Северной Осетии убийств на почве кровной мести не было примерно с конца XIX в., но каждый знает и помнит про этот обычай. «Кровная месть - это своего рода сдерживающий фактор», - говорит Маулдин Салгереев. Его слова подтверждает Руслан Бзаров, доктор исторических наук: «Это обычай, который компенсирует отсутствие институтов государственной власти. Преступник должен быть наказан, и наказание должно быть неотвратимым - таков его главный постулат. Всегда ли государство может это обеспечить, особенно на Кавказе?»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах