Примерное время чтения: 6 минут
131

Пушкинский музей-заповедник. Снятие осады

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. "АиФ - Псков" 26/05/2009

По словам его сотрудников, все эти «маски-шоу» не только мешали работать, но и главное - создавали в «михайловских кущах» нездоровую обстановку. Тогда же нами было высказано предположение: если во всех грехах «виноват» нынешний директор заповедника Г. Василевич, то не стремятся ли некие, как теперь любят говорить, «деструктивные силы» сместить неугодного начальника, а на его место посадить более покладистого? Тем более что речь могла идти о земле - главной ценности района. По нашим данным, уже в конце прошлого года стоимость одной (!) сотки в окрестностях того же самого Тригорского достигала 10 тысяч евро.

Хватит и выговора?

Это было лишь предположение. Подтвердить или опровергнуть его мог только сам Георгий Василевич. Но несмотря на все наши попытки связаться с ним, Георгий Николаевич занял странную для человека его положения  позицию: косвенно нам было заявлено, что во всем виновата пресса, только раздувающая скандал.

 

А вскоре мы узнали, что пока вся страна отмечала на грядках Первомай, Островским межрайонным отделом Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Псковской области было возбуждено сразу два уголовных дела, в которых главным фигурантом оказался директор музея-заповедника. Речь шла о преступлениях, предусмотренных ч.3 ст.60  УК РФ («присвоение или растрата»), ч.1 ст.292 УК РФ («служебный подлог»). Тогда же стала известна и сумма, якобы незаконно израсходованная в многочисленных командировках директора, в том числе за пределы Отечества.

За Георгия Василевича вступилась многочисленная околокультурная общественность. Вслед за Саввой Ямщиковым, который, напомним, организовал гневное письмо в большую и уважаемую газету (достучался даже до сердца российского президента), на защиту своего работника встал министр культуры РФ. Господин Авдеев потребовал немедленно разобраться с «возмутительной ситуацией». Главный вопрос, который его интересовал: кто посмел проверять заповедник, объект федерального значения? Судя по тону и общему смыслу министерской реплики, главными виновниками этой авантюры были работники следствия, которым директора заповедника просто «заказали».

Другим защитником директора стал советник губернатора Псковской области по культуре Игорь Гаврюшкин, публично заявивший, что если Василевич и достоин наказания, то не большего, чем простой выговор. Широкая общественность тоже оказалась на стороне Василевича. 172 тысячи рублей (именно такую сумму растраты ему инкриминируют за нецелевые командировочные расходы) – это не те деньги, за которые следует приколачивать к кресту Георгия Николаевича. Таково было общее мнение.

Или не хватит?

Однако материалы проверки, которые стали основанием для возбуждения уголовного дела, требуют досконального разбора ситуации. Как стало известно редакции, у проверяющих, в частности, возникли вопросы о финансовых взаимоотношениях между заповедником и питерской фирмой «Трио». Её главной «специальностью» была оптовая торговля канцелярскими товарами и деталями к автомобилям. При этом она организовывала еще и научно-практические конференции (?) на пушкинские темы. Её услуги «по поводу деловой переписки, подготовки и согласования программы» и т. д. были оценены почти в 500 тысяч рублей. Между тем, как следует из объяснений главы фирмы, лично он никаких договоров с Пушкинским заповедником не подписывал.

Другая фирма - «Декор» - выполняла работы по организации передвижных выставок, опять же на пушкинскую тему. Но, как следует из материалов проверки, на самом деле все эти просветительские «мероприятия… между Пушкинским заповедником и ООО «Декор» фактически не проводились». И снова  возникает вполне естественный вопрос: куда девались 354 тысячи рублей, которые Пушкинский заповедник перечислял на счет «декораторов»? Ответственные лица, которые были опрошены в обоих случаях, уверяли: никакой финансово-хозяйственной деятельности они не осуществляли, никаких документов не подписывали.

 

Что же касается самих командировок, то тут тоже не все понятно. В соответствии с приказом министра культуры руководители подведомственных организаций могут отправляться в деловые поездки либо с письменного (!) согласия самого министра, либо его заместителей, курирующих этот сектор. Когда же проводилась проверка, таковых документов предоставлено не было. Только в 2006 году директор заповедника несколько раз побывал в Финляндии и Швеции, съездил в Хорватию... Кроме того, суточные во время поездок Г. Василевича были определены в размере 1500 рублей. Согласно букве закона командировочные можно выплачивать сверх нормы, если они установлены коллективным договором, в котором должны быть предусмотрены источники их оплаты.

Под давлением

Понятно, когда возникают такие непростые вопросы, то и ответы должны быть обстоятельные. Только вот надежда на их получение стремительно тает.  После всех высоких заявлений в защиту Георгия Василевича руководитель регионального Следственного управления Михаил Дьяков на прошлой неделе публично заявил: «В правовом государстве, если расследуется уголовное дело, то должны соблюдаться определенные этические нормы. Сейчас идет грубое давление на следствие, это создает определенную нервозность». По его словам, те, кто сегодня  выступает в прессе, не видели ни одного листка уголовного дела, однако комментируют ситуацию. «Я бы, как во всех цивилизованных странах, воздержался от преждевременных оценок, а тем  более от выводов. Подчеркиваю: не исключен тот факт, что в ходе расследования уголовного дела Василевич объяснит все вопросы, хотя вероятно и обратное», - заметил руководитель СУ СК ПРФ по Псковской области.

 

И последнее. На прошлой неделе впервые ситуацию прокомментировал сам Георгий Василевич, заявивший в интервью Интерфаксу, что причиной проведения многочисленных проверок стала борьба за земли в районе Пушкинского заповедника. Изначально этой версии придерживались и мы. Вряд  ли кто-то сомневается: на место директора музея-заповедника федерального значения есть много охотников. Благодаря тому, что дело получило такой общественный резонанс, вряд ли теперь эти охотники рискнут выйти из тени. Но как рядовой гражданин должен теперь относиться к самому факту следственной проверки, которая началась, выявила определённые нарушения и… ничем не окончилась? Просто потому, что следствию доступно намекнули: нельзя трогать директора, за которого вступились такие (!) люди.

Дословно

Следственный комитет при прокуратуре РФ выявил процессуальные нарушения при возбуждении уголовного дела в отношении директора  Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» Георгия Василевича, которые выразились в игнорировании требований статьи 151 УПК РФ и приказов председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ.  Уголовное дело  было возбуждено по признакам преступлений, не относящихся к подследственности Следственного комитета при прокуратуре РФ.  В то же время, по результатам проверки не нашли своего подтверждения заявления некоторых лиц о заказном характере возбуждения этого  уголовного дела.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах