Власть и сама заявила: выстроенная в свое время вертикаль власти нам очень помогла, но теперь нуждается в корректировке. Юристы и политологи отмечают, что самой власти бояться нечего, но требовавшим либеральных уступок внесистемным оппозиционерам, напротив, брошен вызов. Впрочем, постараться придется всем: политическая конкуренция и «глас народа» внесут в политику живость.
Закрепившаяся в России партийная практика была, по мнению большинства экспертов, чересчур суровой и предъявляла завышенные требования к регистрации и перерегистрации партийных организаций, к численности членов партий и разветвленности региональной сети. Возможность соответствовать требованиям закона имели лишь крупные партии, обладающие значительным финансовым и организационным ресурсом. Малые партии закон оставлял «за бортом» политической жизни, игнорируя интересы некоторых групп избирателей.
«Пакет законодательных инициатив, направленный на реформу электорального процесса и партийности, предполагает устранение всех вышеперечисленных недостатков партийно-избирательной конфигурации», - говорит эксперт по проблемам сравнительного парламентаризма и партийного строительства Александр Зеленов. Содержащиеся в законе нормы (упрощение процедуры регистрации партий, снижение минимальной численности, введение пятипроцентного избирательного барьера) «приведут к росту уровня репрезентативности интересов избирателей в Государственной Думе, повышению и «оздоровлению» политической конкуренции в современной России». «В результате, избирательная процедура в нашей стране будет приведена в соответствие с наиболее эффективными практиками демократических государств», - считает эксперт.
Причем, внесистемная оппозиция, которой дадут свободное поле для своих действий, будет поставлена в трудное положение: придется объединяться, консолидироваться и разрастаться в регионах. Едва ли будут выглядеть оправданным выступления от имени российского народа узкой группы «просвещенного меньшинства» в столице, если таковая не сможет создать широкого политического движения. «Туго», прогнозирует Зеленов, придется и «вождистским партиям» - «Справедливой России» и «ЛДПР». «Единой России» и КПРФ, обладающим твердыми позициями по всей ширине политического поля, напротив, никаких опасностей новый закон не несет. Сулит он и появление новых политических партий. Возможно, его сможет с выгодой для себя использовать Михаил Прохоров: «Не исключено, что и новый партийный проект Михаила Прохорова, в случае подбора соответствующей команды из числа представителей региональных деловых элит, сможет «прижиться» и получить представительство в Государственной Думе. Но это произойдет лишь если Прохоров откажется от высокобюджетных персональных PR-проектов в пользу проекта развития реальной организационной сети».
Инициативы Медведева направлены на соблюдение баланса между представительством общественных интересов в политическом пространстве и правовыми механизмами, обеспечивающими эффективное функционирование законодательной власти. В этом со своим коллегой соглашается другой эксперт, президент «Фонда поддержки локальных инициатив - 21 век», кандидат юридических наук Дмитрий Усатов: «С одной стороны, резкое упрощение процедуры регистрации партий должно привести к расширению возможностей для выражения мнения различных социальных групп, оживлению политической дискуссии, приданию политической жизни утраченного динамизма. С другой стороны, в новой системе заложены и противоядия от излишней фрагментации партийного поля. Выборы по спискам и необходимость выставлять кандидатов в 225 округах будут стимулировать укрепление и развитие региональной структуры политических организаций, а 5-ти процентный барьер не допустит во власть партии без значимой поддержки населения».
По мнению Усатова, пакет президентских реформ появился вовремя и направлен на осторожный, но твердый процесс демократизации российского общества.
Мнения экспертов опубликовала сетевая газета Jacta.ru