В минувший четверг, 2 февраля, британский телеканал BBC Two продолжил показ своего документального фильма «Путин, Россия и Запад». В третьей серии фильма под названием «Война», речь шла о конфликте России с Грузией в августе 2008 года. В фильм вошли хроники тех дней и воспоминания непосредственных участников войны.
Фильм начинается с рассказа о российско-американских противоречиях в сфере ПРО, а затем плавно переходит к Грузии, которая в 2008 году отчаянно хотела вступить в НАТО. Это стремление Тбилиси обострило его и без того напряженные отношения с Москвой до предела.
Все началось с того, что на апрельском саммите НАТО в Бухаресте старые члены НАТО – Германия и Франция, не желая портить отношения с Россией, выступили против приема Грузии в ряды альянса.
Тем временем в России президентом стал Дмитрий Медведев, который, как надеялись в Тбилиси, сумеет улучшить двухсторонние отношения. В июне в Санкт-Петербурге состоялась встреча нового российского лидера с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. По ее окончании грузинский руководитель признал, что проблем много, но нерешаемых вопросов нет. Впрочем, уже через месяц отношения между лидерами двух стран испортились.
Как говорится в фильме, напряжение между Грузией и Россией произошло по вине президента США Джорджа Буша, признавшего в 2008 году независимость Косово. Как вспоминает тогдашний госсекретарь США Колин Пауэлл, Саакашвили, иногда был импульсивен чуть больше, чем должен был себе позволять. На переговорах с ним, говоря о проблемах Абхазии и Южной Осетии, глава американской дипломатии предупредил: «Не втягивай сам себя в ситуацию, заложником которой ты можешь оказаться. Не надо думать, что мы сразу же встанем на твою защиту. Так что будь осторожен».
По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, Москва также общалась с Вашингтоном по проблеме спорных территорий. Министр вспоминает, что в США понимали все риски, связанные с возможным агрессивным поведением Грузии.
Сменившая Пауэлла на посту Генсека Кондолиза Райс уверяла Москву: «Не волнуйтесь, он хочет в НАТО. Он прекрасно знает, что если он применит силу, он может забыть об этом».
Однако позднее Райс заявила, что если Россия нарушит свои обязательства, США будут на стороне Грузии.
Далее в фильме рассказывается о самом конфликте и попытках его урегулировать. Так советник председательствующего тогда в ЕС президента Франции Николя Саркози Жан-Давид Левитт вспоминает о диалоге, который состоялся в день начала войны между президентом Саркози и премьером РФ Владимиром Путиным в Пекине, где они находились на открытии Олимпийских игр. В это время Франция председательствовала в Евросоюзе.
«Владимир, эта война будет катастрофой для России, для Европы, для всех. Надо прекратить огонь, дай мне 48 часов». Ответ был: «Нет!». Президент Саркози говорит: «Ты понимаешь, как высоки ставки? Дай мне 24 часа». Ответ: «Нет! Это невозможно». Хорошо, дай мне ночь. Снова: «Нет!», - рассказал Левитт.
Кондолиза Райс вспоминает, что после того, как узнала о начале войны, позвонила Лаврову с просьбой остановить ее. В ответ российский министр заявил, что Саакашвили должен уйти. Москва с ним никаких переговоров больше вести не будет. По мнению Райс, войной с Грузией Кремль хотел воспользоваться для устранения Саакашвили.
Бывший тогда глава Пентагона Роберт Гейтс, в свою очередь вспоминает, что в Белом доме прекрасно понимали, что Россия совершает неприкрытую агрессию, однако идти на обострения с Москвой Вашингтон был не готов.
Далее в фильме повествуется о дипломатических усилиях президента Франции Николя Саркози, направленных на разрешения конфликта. Как отмечают авторы картины, по сути, он помог Саакашвили сохранить лицо, когда уговорил его согласиться с требованиями России.
После окончания войны Дмитрий Медведев объявил о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, однако в мире их независимость признали всего три государства.
«Остаться одной - такова была цена, которую Россия была готова заплатить», - говорится в завершении серии.