Генеральный директор австрийского «Биндерхольца» скоропостижно скончался. Вместе с его смертью Карелия лишилась инвестиций в размере 40 миллионов евро (а заодно и 500 новых рабочих мест) в Кемском районе.
«Биндерхольца» не будет
В конце 2011-го австрийская фирма, ещё в октябре готовая сделать вложения в забытую богом «Кемску волость», а именно в новое предприятие с линией по производству клееного бруса на базе погибшего Кемского ЛДЗ, внезапно отказалась от своих намерений. Напугал австрийцев тот факт, что за их спиной велись параллельные переговоры с другой структурой, пожелавшей купить Пяозерский леспромхоз, который «Биндерхольц» рассматривал как основного поставщика сырья на новое производство и как его неотъемлемую часть. Буквально за несколько дней генеральный директор «Биндерхольца» Тобиаш Бушман свернул все дела в Кеми.
А в начале марта стало известно, что 47-летний Бушман, вложивший немало средств, сил и нервов в «окучивание» диких северных территорий, скончался в съёмной квартире в Санкт-Петербурге. Означает ли смерть главы «Биндерхольца» смерть проекта, и что ждёт Кемь в свете последних событий?
- Из республиканского правительства к нам пришёл однозначный ответ: повторного рассмотрения вопроса об инвестициях «Биндерхольца» не будет, - сказал замглавы администрации Кемского муниципального района по экономике Михаил Пешков. - Это связано с заменой собственника. Кто этот собственник - нам пока неизвестно, вероятно, какая-то московская структура.
Ненужные инвестиции?
Информацией о том, сколько потеряла компания «Биндерхольц» в течение года, в Кеми не владеют. Известно лишь, что к физическим объёмам компания не приступала. Но успела зарегистрироваться в налоговой инспекции, рассмотреть земельные вопросы, провести переговоры со строителями, оговорить размещение мощностей - а это уже немалые средства, вложенные в командировки специалистов.
- Мы были на 99 процентов уверены, что предприятие будет, - говорит Михаил Пешков. - После письма из правительства наступила тишина. Глава района периодически поднимает вопрос о предприятии, но ничего нового ему не сообщают.
Между тем рабочие места, в частности те 500, которые планировались с открытием нового предприятия, району крайне необходимы. Хотя в силу определённых причин, например из-за выхода людей старшего возраста на пенсию, статистика по безработице улучшилась, молодёжь продолжает уезжать из Кеми из-за того, что негде работать.
- Мы планировали переучить молодых людей, - сказал Михаил Пешков. - Ведь на заводе должны были внедрить новые, современные технологии. Но похоже, что теперь для молодёжи шанс пустить в районе корни, хоть как-то закрепиться безвозвратно упущен.
О том, что Карелия открыта для инвестиций, в том числе и иностранных, говорится на всех приличных форумах и встречах на высшем уровне. Однако инвестиции, буквально плывущие к нам в руки, вдруг оказываются ненужными. Дело в том, что исход «Биндерхольца» - не первый случай, когда из Кеми уходили заграничные компании. Стоит вспомнить историю с финской фирмой, которая хотела построить здесь технопарк. И тогда, как и в случае с «Биндерхольцем», обещанную финским инвесторам землю отдали другому предприятию. И тоже в последний момент.
Является ли это случайным совпадением или же печальной тенденцией - остаётся только догадываться. Возможно, заместитель главы Карелии Валентин Лунцевич, с участием которого так бодро начинался австрийский проект, расскажет, наконец, жителям «Кемской волости»: почему к ним так упорно не хотят пускать реальных, готовых к действиям инвесторов?