Впрочем, печатался он и в нашей республике - так автор этих строк познакомился с Карпиным ещё в далёком 1986 году, когда тот пришёл в творческий коллектив многотиражной газеты «Строитель». Тогда многотиражка, а позднее и независимая газета «Новости для всех» нередко публиковали подборки его стихов и эпиграмм. Однако признание у критиков Карпин получил всё-таки после переезда в Финляндию. Андрей - трижды финалист престижного международного фестиваля русской поэзии и культуры «Пушкин в Британии», дипломант интернет-конкурса русской поэзии «Под небом Балтии - 2011». В 2008 году вышла его первая книга «Дом, который я строю», и вот недавно увидел свет ещё один сборник его стихов - «Время истины». О том, как живётся русскому поэту в финском городе, Карпин рассказал «АиФ-Карелия».
Лучшие критики - это поэты
- Андрей, прежде чем перейти к разговору о твоём творчестве, хотелось бы услышать, как всё начиналось?
- Стихи начал писать, как и многие, в школе, в 9-10 классах, продолжил в университете и, естественно, отправил свои первые опыты в местную прессу. Тогда молодых и начинающих поэтов в рубрике «Дебют» печатала молодёжная республиканская газета «Комсомолец». Вот там и состоялся мой дебют в 17 лет. При этой же газете действовало литературное объединение, которое много дало мне для дальнейшего развития. В первую очередь, научился ценить стихи других поэтов, разбирать, обсуждать, иногда осуждать свои и чужие стихи. В те годы публиковался в газетах «Комсомолец», «Петрозаводский университет», а когда начал работать в Муезерском районе - в местной газете «Авангард». В 1984 году впервые мои стихи были опубликованы в коллективном сборнике «Первоцвет» наряду со стихами Е.Сойни, А.Васильева, Д.Вересова и других молодых поэтов. Для меня это стало событием.
- Но до собственной книги оставалось ещё почти четверть века…
- Время было такое, что пробиться со своими стихами к собственной книжке было можно, но трудно. Сейчас это свободно, были бы… нет, не деньги, а стихи хорошие. Поэтому не один раз проверил и перепроверил то, что можно вынести на читательский суд, а помогли в этом друзья-поэты. Кстати, они самые строгие критики, спуску в неточностях не дадут, как и я сам стараюсь не давать разгуляться в стихах моим визави в пародиях на них.
Пушкин в Британии
- А когда ты увлёкся пародиями?
- В последние пять лет, когда впервые принял участие в фестивале «Пушкин в Британии», который проходил в 2007 году. Там в числе прочих после основного турнира финалистов конкурса поэтов русского зарубежья проводится мини-конкурс экспромтов и пародий. Ну и на форуме конкурса поэты изощряются в пародийном жанре.
- Чем ещё запомнились эти фестивали?
- Среди поэтов зарубежья, приезжающих в Лондон, немало ярких личностей. Впрочем, чаще, чем в Лондоне, они бывают дома, на родине, где их вполне можно увидеть и услышать, прочитать их стихи. Границы нынче не проблема.
Журналистика мешала творчеству
- Андрей, насколько я знаю, ты закончил Петрозаводский госуниверситет по специальности «русский язык и литература», но учителем не стал. Почему так сложилось?
- Учителем не стал, вернее, не остался работать в школе потому, что меня сначала призвал в свои ряды Муезерский райком комсомола, а затем, уже в Петрозаводске, вернула на путь истинный журналистика. Она же заставляла порой пересказывать увиденное в стихотворной форме, стихи приобретали публицистический оттенок, а сейчас их можно отнести к разряду гражданской поэзии. Но… отчасти журналистика мешала стихам, не оставляла времени на лирику, на доработку, на… многое. Может быть, поэтому и не торопилась появляться первая собственная книга стихов.
Вот когда переехал в Финляндию, появилось много времени для осмысления пройденного пути по направлению к свободному творчеству. Работа, учёба - а тут учатся до глубокой старости - и безработица чередовались с хобби, рыбалкой. Стихи, пожалуй, к хобби я не отношу, так как они стали частью моей жизни. А рыбалка подарила не только прекрасные уловы, но и прекрасные часы на природе, подарила новые стихи, и хотя лучше всего рыба ловится, когда рядом никого нет, но именно увлечение рыбалкой подарило мне общение со многими прекрасными людьми, а некоторые из них стали моими друзьями.
- Андрей, понимаю, что стихотворение, как и тема для рассказа, обычно появляется внезапно, я бы сказал, спонтанно. Как рождаются твои стихи?
- Вообще, темы не выбираются - они выбирают нас. Например, стихотворение «Бабушка», опубликованное впервые в сборнике «Первоцвет», как ни странно, посвящено не моей бабушке, Марии Адамовне, а вполне обычной старушке из моей студенческой юности. Мы с моим другом во время фольклорной практики квартировали в доме Марии Акимовны, в Кондопожском районе, недалеко от Спасской Губы. Она жила одиноко, еле передвигалась по комнате, но русские народные песни, частушки и небылицы, насколько помню, исполняла нам с удовольствием. Вот чем-то запомнилась мне эта бабушка, теперь вряд ли даже дом её найду, если сохранился, но позже родилось стихотворение. И Мария Акимовна в памяти жива.
- У многих из нас есть свои любимые поэты и писатели, те, кого мы читаем и перечитываем. Чьё творчество тронуло душу Андрея Карпина?
- Явно любимых поэтов у меня нет, хотя всегда любил поэзию Серебряного века: Анну Ахматову, Александра Блока, Николая Гумилева и далее в алфавитном порядке. Каждый раз, когда хочется свериться с классиками, выбираешь поэта под настроение. Перечислять могу долго, но что сегодня происходит в мире поэзии, пожалуй, не скажу. Мои впечатления могут быть обманчивыми, ведь я всё-таки по большей мере «варюсь в собственном соку» в Турку, изредка наезжая в Петрозаводск, Хельсинки или… в Лондон, где могу встретиться с друзьями и коллегами по перу.