И прежде всего - благодаря своему исполнительскому мастерству: джазовый квартет под управлением Галковского регулярно выступает перед псковичами и жителями области - и каждый раз с неизменным успехом.
А концерты в Рождественскую неделю, на которых слушателей обязательно ждёт какой-нибудь сюрприз, стали уже своеобразной приметой Нового года. Незадолго до очередной такой встречи корреспондент «АиФ-Псков» встретился с Аркадием Валентиновичем.
На одну зарплату?
- Прежде всего - с наступившим Новым годом, здоровья и творческих успехов! И традиционный в таких случаях вопрос: чем вам запомнился прошедший год?
- Первое и главное для меня событие - это пятнадцатый юбилей Псковского симфонического оркестра, который я считаю в какой-то степени «своим». А второе - уже чисто личное: мне исполнилось 45.
- Ещё раз примите наши поздравления. Ближайший концерт можно считать своеобразным творческим подарком самому себе?
- Это слишком громко сказано, но одно могу сказать со всей определённостью: играть мы будем с удовольствием. Тем более что на этот раз наших гостей будет ждать сюрприз: в концерте примет участие молодая и весьма перспективная певица Катя Андреева. Не менее приятно мне представить ещё одного нашего гостя - петербургского контрабасиста Филиппа Мещерякова. В прошлом году он уже выступал с нами, но тогда всё произошло очень спонтанно. Из-за гололёда на трассе он приехал буквально за семь минут до начала концерта. Уже в процессе выступления мы поняли, как нам повезло с этим парнем: он прекрасно владеет инструментом, знает все классические гармонии. Интересная у парня и судьба: ради музыки он оставил математический факультет Питерского университета, поступил в училище имени Мусоргского на джазовое отделение, успешно его окончил и теперь по праву считается одним из лучших контрабасистов нашей культурной столицы. Плюс ко всему он недавно прошёл стажировку в знаменитом джазовом колледже в Беркли (США), поэтому наши зрители, думаю, по достоинству сумеют оценить его исполнительский и импровизационный талант.
- Аркадий, но, насколько я понимаю, эти концерты в какой-то степени можно считать вашим хобби, хотя это и звучит несколько нелепо по отношению к профессиональному музыканту. Где вы официально работаете?
- На одну зарплату человеку моей профессии не прожить, поэтому у меня два места работы: колледж искусств, где я преподаю, и… 234-й парашютно-десантный полк, где я также играю в военном оркестре.
- У вас нет по этому поводу каких-то комплексов?
- Боже упаси. Я ведь музыкант - и этим должно быть всё сказано. Мы имеем дело со звуком. Это наш рабочий материал, и главную задачу я вижу в том, чтобы добиться идеального звучания.
Серебро от Гудмена
- У каждого музыканта есть некие образцы для подражания. Поделитесь своими пристрастиями?
- Есть вообще-то два человека, перед которыми я по-настоящему преклоняюсь. Первый - это Мирон Исаакович Литвак, мой учитель, который привил мне любовь к музыке. Собственно, благодаря ему я и выбрал для себя профессию музыканта. А второй… Бенни Гудмен. Я преклоняюсь перед его звуком. Это живое серебро. Как он этого добивался? - для меня по-прежнему загадка.
- Но ваш любимый инструмент саксофон…
- Правильно, но заканчивал я Казанскую консерваторию именно по классу кларнета. К слову, после того как сдал государственные экзамены, сразу же получил предложение прийти на работу в республиканский театр оперы и балета на ставку первого кларнета.
- Что же вас остановило?
- Знаете, к тому времени я уже дал слово возглавить Псковский симфонический оркестр, поэтому мне и не случилось стать народным артистом Татарстана. (Улыбается.) К тому же не надо исключать амбиции выпускника консерватории, которому сразу же доверили работать с таким большим коллективом.
- В конце концов, вы покинули оркестр. Почему?
- Была такая ситуация, когда я не проявил должной твёрдости и принципиальности как дирижёр. Как следствие, выступление оказалось практически сорванным. В то время я наилучшим выходом для себя посчитал уход из оркестра.
- Но когда отмечался его юбилей, вы приняли участие в концерте…
- Да, и был приятно поражён отношением ко мне оркестрантов. Как всегда, времени на репетицию было мало, но нас выручило взаимопонимание и уважение друг к другу.
- Аркадий, у вас нет планов продолжить работу с оркестром? Может быть, в виде какого-нибудь разового проекта?
- Да, такое желание есть. Хотелось бы подготовить концерт русской оркестровой музыки. Лично мне близок Анатолий Лядов. Во-первых, потому что он, как и я, был довольно ленив. (Смеётся.) Но если серьёзно, мне очень нравятся его оркестровые «картинки» сказочного содержания: «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро». Современники считали Лядова «тончайшим художником звука», и это в его творчестве мне особенно близко.
Где родился…
- Многие ваши коллеги, понимая, что в России их профессия не может прокормить, уезжают. В том числе и за границу. У вас не было такого желания?
- Даже в мыслях. Причина проста: я коренной пскович. Вся моя родня (и ближняя, и дальняя) или живёт здесь, или здесь же похоронена, поэтому куда я от такого «наследства» денусь. Может быть, это была ещё одна причина, по которой я не остался жить и работать в Казани. Порой я жалею о том времени, но по здравом размышлении понимаю, что иной судьбы у меня быть не могло.
- У вас не было желания подняться на более высокую орбиту?
- Желание всегда есть. Я до сих пор жалею, что не использовал шанс поработать с величайшим дирижёром современности Евгением Колобовым. Мы познакомились во время одного из Пушкинских фестивалей, он послушал наше выступление и пригласил меня к себе на стажировку, но не случилось… Вскоре после своей поездки в Псков он скончался. Я переживал это как личную потерю.
- А попробовать себя на административном поприще никогда не хотелось?
- Исключено. Предпочитаю жить в параллельном пространстве.