
В канун праздничной даты Виктор Абрамов рассказал газете о студентах, живописи и симпатии к железной дороге.
Ученик превзошёл учителя
- Виктор Эммануилович, а когда вы поняли, что будете именно пианистом?
- Когда в семь лет я пришёл учиться в общеобразовательную школу, там был кружок рояля. Я пошёл учиться в этот кружок, естественно, по настоянию родителей, поскольку сам классическую музыку знал очень плохо и очень редко её слышал, правда, слушал по радио и на пластинках. В основном это были вокальные сочинения - романсы, арии, песни, фрагменты опер. Но, учась в кружке игры на рояле, совершенно не собирался становиться музыкантом. Я обожал железную дорогу и путешествовать. Очень часто ходил на станцию наблюдать, как поезда движутся туда-сюда, как сортируют вагоны. Пытался и рисовать, например, копию с картины О. Редона «Глаз как шар» - правда, получилось своё какое-то произведение. Когда мне было где-то одиннадцать-двенадцать лет, состоялся Первый конкурс им. П.И. Чайковского, на котором победил Ван Клиберн. И вот тогда я с большим интересом слушал все передачи с конкурса (телевизора тогда не было) и бежал скорее в магазин, чтобы купить пластинки с его записями. Особенно мне нравился третий концерт Рахманинова и первый концерт Чайковского. И можно сказать, что Клиберн повлиял на выбор моей профессии. Поэтому я поступил сначала в музыкальную школу, а в 14 лет - уже в музыкальное училище.
- Сорок лет - это очень большой срок. Вы помните своего первого ученика?
- Безусловно. Моя первая ученица, Светлана Михайловна Кулюкина, работает уже много лет в Мурманском музыкальном училище. Всего же я воспитал больше ста пианистов. Некоторые находятся вне пределов досягаемости: живут в других странах - Украине, Германии, Австралии. Но с некоторыми поддерживаю долгие годы хорошие, тёплые отношения. У меня был совершенно замечательный ученик, который, к сожалению, умер два года назад. Он жил в Санкт-Петербурге. Это пианист-виртуоз Михаил Юрьевич Аптекман, который получил звание заслуженного артиста России задолго до меня. У него был потрясающий слух и блестящая техника: он оканчивал консерваторию с рапсодией на тему Паганини Рахманинова! Но выбрал себе немножко другую стезю. Долгое время он работал с знаменитой певицей Мариинского театра Галиной Каревой, с Аллой Баяновой, которой в своё время Вертинский дал путевку в жизнь. Он был совершенно уникальным аккомпаниатор, который мог исполнять с равным успехом и классику, и эстраду.
Непрестижная профессия
- Скажите, изменилось ли в обществе отношение к преподавателю музыки за последние сорок лет?
- Не только к преподавателю, но и вообще к музыке и культуре очень изменилось. И я бы сказал, что это произошло в последние двадцать лет. Профессия стала непрестижной. Сейчас престижно не то, что духовно, а то, что даёт материальную уверенность. При этом разрыв между так называемыми «звёздами» (я не люблю это слово), как, например, Мацуев, Луганский, Березовский, которые получают громадные деньги за концерты, и пианистами «второй руки», которые за то же самое получают гроши, очень велик. И частенько последние играют не хуже, чем пианисты первого класса. Но они не попали в этот первый эшелон и поэтому влачат полунищенское существование. Самое грустное заключается в том, что детей не очень охотно родители отдают в музыкальные школы. Эта проблема и в училищах: даже тех, кто закончил музыкальную школу и мог бы учиться дальше, родители часто отговаривают идти по этой специальности и отправляют на бухгалтера, юриста… на ту специальность, которая может принести доход.
- Вы ведёте активную концертную деятельность. В каких городах публика оказывает наиболее тёплый прием?
- В последние годы интерес к музыке, к сожалению, упал. Все музыкальные организации: и филармонии, и училища, колледжи - находятся в таком финансовом положении, что лишь бы свести концы с концами, оплатить счета за отопление и выплатить зарплату педагогам. На большее очень редко что-то остаётся. В те годы, когда финансовое положение было лучше, действительно можно было говорить о развернутой концертной деятельности. Было достаточно много поездок в Иваново, Тверь, Мурманск, Вологду, Сыктывкар, Череповец, Архангельск. Сейчас всё это до минимума сокращено. В последнее время появилась Финляндия, вдруг стали меня приглашать в консерваторию Йоэнсуу, где я уже сыграл два сольных концерта и дал мастер-классы. В прошлом году я подготовил программу к 200-летию со дня рождения Шумана, одного из моих любимых композиторов, и эту программу исполнил в Мурманской филармонии и в Финляндии. Принимали очень хорошо и там, и там. Я вообще путешествовать чрезвычайно люблю. Каждое лето мы всегда куда-нибудь ездим: в Крым, Турцию, Германию, Париж. В таких поездках обязательно посещаем музей изобразительных искусств. Я вообще неравнодушен к живописи. У меня дома масса художественных альбомов, которые в основном привезены из-за границы. Я обожаю Сальвадора Дали. Но это не мешает мне не меньше обожать Дюрера, Босха, импрессионистов. Как-то попал на выставку совсем современной… нельзя сказать, что это живопись, потому что там были предметы. И вот такое произведение искусства: на расстоянии двух метров друг от друга стоят 5 автомобильных аккумуляторов. И это называется художественным произведением. Я посмотрел на эти аккумуляторы, но, честно говоря, не понял, что художник этим хочет сказать. Возникает иногда ощущение, что тебя просто дурачат.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть