Примерное время чтения: 8 минут
133

К 50-летию Стивена Патрика Моррисси

Стивен Патрик Моррисси родился 22 мая 1959 года в Манчестере, Англия. Слыл тихим и застенчивым ребенком. Замкнутость удалось перебороть лишь в старших классах школы, когда Стивен страстно увлекся кино и музыкой. Мальчик постепенно начал писать статьи и рецензии в крупный английский журнал «Melody Maker». К концу 70-х эта любительская журналистика переросла в более крупные писательские формы — манчестерский издательский дом Babylon Books издал две книги молодого публициста. Первая была посвящена творчеству американской рок-группы «New York Dolls» (главой английского фан-клуба которых стал на тот момент Моррисси), а вторая — памяти Джеймса Дина («James Dean Isn’t Dead»).

Стивен неплохо пел и в конце 70-х, попав под влияние панк-волны, попробовал влиться в несколько панк-групп. В ряды «Slaughter & the Dogs» его не приняли, больше повезло с группой «Nosebleeds», где он некоторое время числился вокалистом.

Весной 1982 года Моррисси знакомится с гитаристом Джонни Марром, который как раз подыскивал для новой группы человека способного писать тексты для песен. Через пару месяцев уже были сделаны первые демо-записи. Осенью 82 года Марр и Моррисси были морально готовы, чтобы создать собственную команду. В итоге в состав вошли: школьный товарищ Марра Энди Рурк (Andy Rourke) — бас-гитара, и Майк Джойс (Mike Joyce) — барабаны.

Дебютный альбом «The Smiths» (1984) взорвал Великобританию. Особенно много шума наделал сингл «The Smiths» 1983 года на андеграундной британской сцене.

Забыв о своих подростковых комплексах, Моррисси неожиданно раскрылся как фронтмен группы. Интриговали и его эксцентричные интервью, и сценический имидж, и широко разрекламированное безбрачие. Мрачные, агрессивные, едва ли не циничные тексты песен, часто получали неправильное истолкование, обрушивая на певца не всегда обоснованный гнев общественности. Скандалы привлекали к группе ещё большее внимание.

Политические взгляды восходящей рок-звезды также шли вразрез с официальной политикой. Мишенью его критических нападок стала Маргарет Тетчер, а объектом его усиленных забот — животные. Моррисси даже всех участников «The Smiths» записал в вегетарианцы, запрещая снимать их, когда они ели мясо. Отсюда и название следующего альбома группы «Meat Is Murder» (1985), который стартовал в британских чартах сразу с первой строки. Название третьей пластинки «The Queen Is Dead» (1986 год) было не менее красноречивым. В Великобритании её тут же объявили шедевром.

Параллельно росло напряжение внутри коллектива. Вокалисту решительно не нравилось, что Марр играет с другими музыкантами. Гитарист, в свою очередь, был недоволен привязанностью Моррисси к поп-музыке 60-х и его нежеланием исследовать новые направления. После выхода пластинки 1987 года «Strangeways, Here We Come», Марр ушел из группы. Эта новость глубоко потрясла Моррисси. Он уволил остальных участников группы и начал сольную карьеру.

Два первых сольных сингла Моррисси, «Suedehead» и «Everyday Is Like Sunday», стали громкими британскими хитами 1988 года. Хорошо был принят и дебютный альбом «Viva Hate» («Да здравствует ненависть»), название и содержание которого отражали бурю эмоций, вызванных распадом «The Smiths».

Музыкант обновил саунд за счет синтезаторов, которые категорически не приветствовались его коллегами по «The Smiths», но сохранил фирменную поэтическую страстность.

На запись второго альбома ушло почти четыре года. Пока музыкант полировал звучание новой записи, музыкальная мода успела измениться — Великобританию накрыла волна данс-рока под названием «мэдчестер». Вышедший в конце 1991 года альбом Моза (как называют музыканта между собой его фанаты) «Kill Uncle» не соответствовал духу времени, да и качеством не блистал — невыразительный саунд, блеклые аранжировки, слабые мелодии не смогли подчеркнуть остроумия текстов Моррисси.

Негодование разочарованных поклонников и критиков, поспешно поставивших крест на карьере артиста, однако моментально сошло на «нет» после скорого выхода следующей работы неутомимого рок-бунтаря — сильного и интересного альбома «Your Arsenal» (1992).

«Your Arsenal» был записан с новым составом группы музыкантов и продюсеров. Британская публика была в восторге от зажигательной смеси глэм-рока и рокабилли. С не меньшим энтузиазмом восприняли запись и американские меломаны. Билеты на предстоящий тур певца разметались с бешеной скоростью. Места в лос-анджелесский зал Hollywood Bowl разошлись быстрее, чем на шоу «The Beatles» тридцать лет назад. Буйство, царившее на его концертах, частично передает концертник 1993 года «Beethoven Was Deaf».

Новый диск 1994 года «Vauxhall and I» был не меньшей творческой удачей, чем его предшественник. Ударный сингл «The More You Ignore Me, the Closer I Get», поддержанный горячей ротацией на MTV, стал первым треком Моррисси, засветившимся в Тор-50 США.

Следующий альбом «Southpaw Grammar» (1995) Моррисси опубликовал на новом лейбле RCA Records. Тяготевший к прог-року саунд, наполненный рычащими гитарами и воинственными ритмами, многих привел в замешательство. Альбом вызвал очень неоднозначную реакцию и не прибавил артисту новых поклонников.

Ещё раз поменяв рекординговых боссов, свой шестой лонг-плей «Maladjusted» он издал на лейбле Island в 1997 году. Но и эта компания не смогла обеспечить достойный, по меркам Моррисси, уровень продаж его новой студийной попытке.

Долгое время занимаясь исключительно концертной деятельностью и пожиная плоды былых побед, Моррисси старательно ищет выход из сложившийся кризисной ситуации. Будучи вынужденным идти на поводу у моды и изменчивых тенденций, Моз решается на небольшой эксперимент, пригласив в студию продюсера Green Day и Blink-182 Джерри Финна (Jerry Finn).

Новый материал, созданный за семь лет «молчания», он обнародовал в мае 2004 года под названием «You Are the Quarry». В Англии диск стартовал со второй строки поп-чарта., в Америке — с 11-ой в рейтинге Billboard 200 (высшее достижение музыканта). А билеты на пять (!) лос-анджелесских шоу были раскуплены фанатами в течении 60 минут.

Следующий альбом «Ringleader of the Tormentors» (2006) также был с восторгом принят публикой — первое место в чартах Великобритании и 27-е в США.

В нынешнем, 2009, году Моррисси выпустил пластинку под названием «Years of Refusal». В рамках тура в поддержку этого альбома, музыкант запланировал 12 выступлений в ряде городов, среди них — Москва, Лондон, Глазго, Ливерпуль и другие. 22 мая 2009 года, в день своего 50-летия, Моррисси выступил в родном Манчестере. Россию рок-звезда посетит впервые. Выступление состоится 1 июля 2009 года в московском клубе «Б1 Максимум».

 

Экс-вокалист главной британской рок-группы 80-х «The Smiths» Моррисси впервые посетит Россию. Выступление состоится 1 июля 2009 года в московском клубе «Б1 Максимум».

Музыкант посетит в Москву в рамках европейского турне в поддержку последнего студийного альбома «Years of Refusal», релиз которого состоялся 16 февраля 2009 года.

В рамках тура, который состоит из 12 концертов, музыкант запланировал выступления в Лондоне, Глазго, Ливерпуле и других городах. 22 мая 2009 года, в день своего 50-летия, Моррисси выступил в родном Манчестере.

«Years of Refusal» стала девятой сольной работой музыканта после выхода из состава «The Smiths» в 1987 году. Четыре «долгоиграющие» пластинки, записанные Моррисси в составе «The Smiths», ныне признаны классикой мировой рок-музыки, а саму группу нередко называют «The Beatles» 80-х.

Стивен Патрик Моррисси (полное имя музыканта, которое сам рок-певец недолюбливает из-за излишней, по его мнению, гомосексуальности имени Стивен) — натура крайне противоречивая. Его неоднократные нападки на несовершенство современного общества уже стали притчей во языцех, а «фирменные» «Я никого не люблю» и «Я нервничаю, когда приходится общаться с людьми» украшают заголовки большинства публикаций о мэтре. Впрочем, эта подчеркнутая и едва ли напускная оторванность от мира Моррисси только к лицу: мизантроп с аристократической внешностью, нашедший ключ к ушам миллионов, — типажи такого размаха встречаются раз в столетие. Не удивительно, что в любви к творчеству «The Smiths» и самого Моррисси в разное время признавались «Radiohead», «Suede», «Oasis» и даже лидер британских консерваторов Дэвид Кэмерон.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах