Роман с Ролланом
В первые месяцы жизни в Париже самой близкой подругой для меня стала 90-летняя Майя Павловна Кудашева, жена известного писателя Ромена Роллана. Она рассказывала мне всё, что знала о Серебряном веке. Ведь это было время её молодости. Знаменитые поэты не были для неё кумирами, а были близкими людьми. Многие из них были в неё влюблены. Я знаю, что в своё время у неё случился роман с Максимилианом Волошиным.
Её первым мужем был князь Кудашев. Их сын остался в России. И когда его арестовали и посадили по приказу Сталина, Ромен Роллан вместе с Майей Павловной поехал в Москву на встречу с Иосифом Виссарионовичем. Вождь народов пригласил их на ужин, во время которого Роллан обратился к нему с просьбой освободить сына Майи Павловны. Сталин подумал и сказал: «Сын за отца не отвечает». Отсюда и пошла эта знаменитая фраза. Сына Майи Павловны освободили. Роллан нежно любил Майю Павловну, он прощал ей все похождения и говорил, что русские женщины - это лучшие жёны.
Шагал и сёмга
Из Парижа я переехала жить на Лазурный Берег. Совсем рядом - Монако. И очень быстро поняла, что для местных жителей Грейс Келли - голливудская актриса, жена князя Монако, трагически погибшая в автокатастрофе в горах, идеал. Они восхищались ею во времена её жизни в Монако, они боготворят её и теперь. Я узнала, что у неё было огромное количество русских друзей. В первую очередь - Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Галина Павловна познакомилась с Грейс в начале 60-х годов, когда выступала с сольным концертом в княжеском дворце в Монако. И, как она рассказывала, Грейс на неё произвела чарующее впечатление. Ростропович же вообще обожал сказочных принцесс и считал невероятным то, что актриса вышла замуж за князя.
Он писал Вишневской, что ему история Грейс Келли и князя Ренье кажется сошедшей со страниц книг Андерсена. Мне Вишневская рассказывала, что после знакомства с Грейс они стали очень хорошими друзьями, вместе встречали Рождество, Новый год. И когда Грейс услышала по Би-би-си, что Ростроповича изгнали из страны и отобрали советские паспорта, она позвонила Вишневской и сказала: «Галина, приезжай ко мне, я вам выдам наши специальные монакские паспорта для путешествий». Так что только благодаря Грейс Келли Ростропович и Вишневская смогли ездить с гастролями по миру, дарить людям своё искусство и зарабатывать себе на жизнь. Кстати, у Вишневской до сих пор сохранился монакский паспорт. Она его всё время продлевает, хотя и не бывает в Монако так часто, как раньше.
Грейс Келли также дружила с художником Марком Шагалом. При каждом удобном случае посылала ему сёмгу, он её просто обожал. И в благодарность писал Грейс письма, а внизу вместо подписи рисовал эту рыбу.
Грейс была очень суеверной. Ей ведь напророчили эту смерть. Она даже говорила: «Я умру в автокатастрофе».
Меня представили её сыну, князю Альберу, который необыкновенно доброжелательный, милый человек. Но он не умеет никому говорить «нет».
ДОСЬЕ
Елена ЖОЛИ родилась в России. В 80-е переехала во Францию, где в известном издательстве возглавляла отдел русской литературы. Сейчас живёт в Монако.