Псков, 23 июля – АиФ-Псков. Открытие выставки одного произведения состоялось сегодня, 23 июля. Она приурочена к 400-летию Дома Романовых.
Как сообщили в музее, судьба полотна драматична. Картина происходит из довоенного собрания Псковского музея-заповедника: 1920-30-х годах она была передана в Псков из собраний Эрмитажа. До 1944 года хранилась в неотапливаемом помещении Солодёжни, во время отступления фашистских оккупантов была перемещена в Ригу, а затем – в Германию. Полотно возвращено в процессе реституции в 1946-48 годах. С этого времени и до 1984 года, когда картина была перевезена в главное здание музея, она опять, как и до войны, хранилась в Солодёжне.
К тому времени полотно находилось в аварийном состоянии: красочный слой и грунт более чем на половине площади картины отставали от основы, имелись многочисленные приподнятости, грунт был значительно деструктирован, холст обветшал, имелись порезы, на обороте – толстый слой загрязнений, в том числе – потемнение участков холста, повреждённых микроорганизмами. В 1985-86 годах были выполнены срочные противоаварийные мероприятия и консервация, а в 2011 – 2013 годах – реставрация.
Восстановлением картины занимались заведующая отделом реставрации фондов Псковского музея-заповедника Наталия Ткачёва и художник-реставратор Михаил Владыкин.
На картине изображен Владимир Александрович Романов (1847-1909), третий сын императора Александра II, выдающийся военачальник и крупный военный деятель периодов правления императоров Александра III и Николая II. С 1884 по 1905 год – главнокомандующий войсками гвардии и Петербургского военного округа, генерал-адъютант, член Государственного Совета. Владимир Александрович любил искусство и принимал активное участие в деятельности Академии Художеств, президентом которой он был с 1876 года.
Исследователи считают, что Константин Маковский – знаменитый русский художник, живописец, крупнейший портретист, очень популярный в аристократической среде, написал этот портрет на рубеже XIX-XX веков.