Тем не менее Псков не относится к музыкальным столицам мира. То ли аура у нас какая-то особая, то ли климат суров, но тех, кто готов петь и играть на глазах честной публики, признаться, мало.
Поэтому уникальное трио (баян, кларнет и ударные), которое веселит тех, кто каждую пятницу по улице Пушкинской бодро шагает на базар, вызывает вполне законный интерес. Тем более что за барабанами здесь «заседает» сам Евгений Шабанов!
Из шахты в цирк
Другого мнения тут нет: и лабухи (те, кто зашибает деньгу в ресторанах), и профессионалы, которые выходят на сцену с филармоническими коллективами, в один голос называют Евгения Семёновича самым виртуозным ударником в городе. А в далёкие шестидесятые годы прошлого века Шабанов входил в десятку (!) лучших джазовых музыкантов страны.
- Такой рейтинг в своё время составил выдающийся критик и теоретик джаза Борис Фейертаг. Обычно мы собирались и играли джемы в одном из столичных кафе (ул. Горького, 41). После одного из таких выступлений он так и сказал моим коллегам: смотрите, парень из провинции приехал, а играет получше некоторых московских, - с удовольствием делится воспоминаниями Шабанов. - Хотя, когда я работал в цирке на Цветном бульваре, сам Юрий Никулин всегда благодарил за инструментальную поддержку.
- !?
- Цирк - искусство живое, поэтому, когда артист на арене, ему нужны в определённых местах звуковые акценты, которые помогают «работать номер». И тут у нас с Юрием Владимировичем было полное взаимопонимание. Бывало, закончится выступление, он меня увидит и так характерно (по-никулински) руку верх поднимает: дескать, спасибо, всё в порядке!
Трудно удержаться от вопроса: как псковский парень неожиданно прикипел к джазу, а потом ещё и в цирк попал?
- Играть на барабанах научился сам. Слушал по радио на коротких волнах программу «Время джаза», пытался подражать - с этого всё и началось. А в цирк попал… по-родственному, - продолжает Евгений Семёнович. - В 61-м году брат пригласил меня к себе в Караганду: приезжай, поработаешь на шахте (деньги тогда горняки получали хорошие). Вот я и рискнул, а когда посмотрел, какой у них адский труд, даже пожалел, что так опрометчиво согласился. Иду весь такой опечаленный и вдруг смотрю - объявление: московскому цирку шапито срочно требуется ударник. Решил рискнуть и выдал соло им в лучших джазовых традициях - взяли сразу. Так следующие 16 лет я и отработал в столице.
Джем с оркестром Эллингтона
Вообще, сам Шабанов считает это время самым интересным и плодотворным. И не потому, что объездил с коллективом практически весь Советский Союз - от Камчатки до Ферганы. У него даже появились свои ученики. Например, Иван Юрченко, который потом долгое время работал в оркестре Олега Лундстрема. Но лучшим он то время считает, потому что, когда приходилось надолго застревать в Москве, удавалось не только поиграть с лучшими джазовыми музыкантами, но и познакомиться с классиками жанра. Такими, как, например, оркестр Бена Гудмена. А с музыкантами коллектива Дюка Эллингтона даже сыграть джем и заслужить похвалу другой звезды - Беда Джонсона.
- Жизнь сложилась так, что в конце концов пришлось вернуться в Псков, - рассказывает Евгений Семёнович. А чтобы не забывать «время джаза», каждую пятницу он со своими коллегами Олегом Войтером и Юрием Шаровым выходит на улицу Пушкинскую. По признанию Шабанова, заработок в этом случае его не слишком интересует («хотя никогда лишним не бывает…» - уточняет ударник). Но ему и просто нравиться сам процесс музицирования. Может быть, поэтому в свои 74 (!) Шабанов выглядит лет на пятнадцать моложе?
- Конечно! Спасибо джазу: когда играешь - стареть некогда! - смеётся наш собеседник. - А если серьёзно, чтобы быть в хорошей форме, я никогда не бросал занятия спортом (экспандер, гантели, много хожу), ну и, конечно, не курю. Да и про спиртное лет тридцать уже не вспоминаю. Не верите? Попробуйте сесть за ударную установку и убедитесь сами!
И запомните: каждую пятницу на Пушкинской!