Примерное время чтения: 6 минут
259

Слёзы и любовь Нины Семёновой. Главный сценический вопрос для неё: «Зачем?»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. "АиФ - Псков" 26/01/2011

Ведь 1 января актриса отметила свой юбилей. Нина Викторовна по-прежнему в прекрасной актёрской форме, и это лишний раз подтвердила недавняя премьера псковских «академиков» - спектакль «Валентинов день», поставленный польским режиссёром Анджеем Садовским по одноимённой пьесе Ивана Вырыпаева. В этой постановке у нашей героини одна из главных ролей - Валентины. Сыгранную, что называется, на пределе эту работу актрисы уже сейчас называют одной из удач нынешнего театрального сезона. Сегодня Нина Викторовна - гостья «АиФ - Псков».

Псковский пароль

- Нина Викторовна, давайте начнём с самого начала: насколько известно, вы не из театральной семьи, что привело вас на сцену?

- Наверное, стены помогли. Я имею в виду стены Костромского театра драмы имени Островского. Дело в том, что в классе седьмом или восьмом я пришла заниматься в Театр юного творчества городского Дворца пионеров, который располагался в то время в помещении бывшего Дворянского собрания. Буквально в двух шагах от него находился театр драмы. Народная артистка России Ирина Аркадьева вела наши занятия, поэтому естественно, что всё свободное время мы проводили за кулисами. В запах кулис нельзя было не влюбиться, поэтому после школы я уехала учиться в Ярославль, в театральное училище. А по окончании одна из моих педагогов - народная артистка России Наталья Ивановна Терентьева посоветовала мне попробоваться именно в Пскове - «городе её молодости». Мы созвонились, а в ответ я получила странную телеграмму: «Выезжайте пробы пидуст». Я тогда ещё не знала, что это фамилия директора театра, почему-то подумала, что это такой пароль. Тем не менее всё прошло замечательно. После прослушивания мне прямо сказали: обычно мы берём только выпускников ленинградского института, но для вас сделаем исключение.

- Люди вашего цеха, как правило, амбициозны. У вас есть опыт работы в кино? Не было ли искушения уехать в большой театр?

- Нет, с кино меня ничто не связывает. Это не моя профессия. Что касается переезда в другой театр, то, вы знаете, я очень пристрастная. И каждый раз, выезжая на гастроли - в своё время мы объездили чуть ли не всю Россию - неизменно примеривала для себя возможность поработать в том или ином городе, но что-то всегда не нравилось. Сейчас я, признаться, не жалею о своём выборе. Как говорит молодёжь, Pskov - forever!

О злости и гневе

- Нина Викторовна, на псковской сцене вы сыграли более 100 ролей. А вообще их количеством можно измерить труд артиста?

- Я бы не стала подходить к нашему ремеслу с такой «линейкой». Тут всё намного глубже. В моей творческой карьере был такой период, когда за  пять лет я не сыграла ни одной роли. Но потом Вадим Радун неожиданно пригласил меня на роль Раневской в «Вишнёвом саде». И, уже сыграв её, я поняла, что этот вынужденный простой обернулся для меня переосмыслением многого из того, что я делала раньше. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, скажу, что для артиста важно понимание того, ЗАЧЕМ он выходит на сцену. Если этого понимания нет, то и роль, и вызубренный текст останутся не более чем сотрясением воздуха.

- А не было ли желания бросить всё и попытаться найти себя в другой ипостаси?

- Я могу прожить без сцены, но сменить профессию - никогда. Для меня она остаётся инструментом, посредством которого человек постигает себя, свои возможности. И прежде всего - нравственные. Я до сих пор помню слова одного из своих педагогов, который говорил: злость - не сценическая категория. Гнев - совсем другое. Во всяком случае, работая над своей последней ролью в спектакле «Валентинов день», я не раз вспоминала эту заповедь, потому что пан Анджей ставил передо мной задачу сыграть именно гнев моей героини. Главная коллизия пьесы заключается в том, что её персонажи по-разному понимают любовь. Но если мы причиняем страдания близкому человеку, то любовь ли это вообще? Каждый даёт свой ответ на этот жизненно важный вопрос.

Когда «дать слезу»?

- Специальность всегда отражается на личности. В чём это выражается у вас, у актёров?

- За других не скажу, но про себя я поняла, что артист должен сыграть на сцене, как говорится, всё: «и слёзы, и любовь…» Наше ремесло изначально подразумевает публичность в выражении чувств. В этом и заключается мастерство, чтобы, допустим, в монологе на каком-то определённом слове «дать слезу» и т.д. При этом я убеждена, что в повседневной жизни эта актёрская, скажу так, вседозволенность непростительна. Может быть, кто-то назовёт меня излишне старомодной, но я, например, считаю непозволительным употреблять в повседневной речи нецензурные выражения. Это и стыдно, и просто ненормально. Впрочем, каждый сам выбирает линию поведения.

- Нина Викторовна, понимаю, что актёр - профессия очень зависимая, но нет ли у вас каких-то особых пристрастий или ролей, которые вы хотели бы сыграть?

- Не поверите, но я тоскую о ролях в пьесах Островского. Может быть, это от того, что я родом из Костромы, но, на мой взгляд, этот драматург сегодня как никто из классиков созвучен нашему времени. Например, я мечтаю о роли Кручининой в его пьесе «Без вины виноватые». Мне кажется, что проблема брошенных детей, осиротевших при живых родителях, и эта чёрствость, с которой общество проходит мимо этой трагедии, будет понята публикой. Тем более, внутренне я готова к этой работе и хочу надеяться, что она ещё впереди.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах